Перейти к публикации

НСФР просит Минфин не расширять полномочия Центробанка по отзыву лицензий


Рекомендованные сообщения

По мнению банкиров, наделение регулятора дополнительной властью повышает риск субъективного суждения при определении степени виновности того или иного банкаФото: ИЗВЕСТИЯ/Марат АбулхатинЗаконопроект Минфина, позволяющий Центробанку отзывать лицензии у кредитных организаций за неоднократные нарушения требований «антиотмывочного» законодательства, в его текущей редакци принимать нецелесообразно. Такую позицию в письме в Минфин озвучил Национальный совет финансового рынка (есть в распоряжении «Известий»). По мнению банкиров, входящих в НСФР, столь масштабное расширение полномочий регулятора по отзыву лицензий повысит риски принятия сотрудниками ЦБ субъективных решений о привлечении банков к ответственности. Законопроект Минфина, который критикует НСФР, вносит изменения в ч. 1 ст. 20 закона «О банках и банковской деятельности». Документ расширяет возможности Центробанка по отзыву лицензий у кредитных организаций. Если раньше банк мог лишиться лицензии по причине простого неисполнения требований 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то теперь такой риск может возникнуть и при нарушении процедур внутреннего контроля, предписанных законодательством или нормативными актами ЦБ, изданными в рамках борьбы с отмыванием средств. Чтобы для участника рынка наступили фатальные последствия, подобное нарушение должно быть совершено неоднократно в течение года.Минфин предлагает дать регулятору право отзывать у кредитных организаций лицензии даже при малозначительных нарушениях. Например, одно из последних рекомендательных «требований» ЦБ к участникам рынка в рамках противодействия отмыванию сформулировано в информационном письме № 22, опубликованном в начале октября 2013 года. В нем ЦБ рекомендует банкам формировать подразделение по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) не из одного сотрудника, а из нескольких. Сейчас же во многих банках эта функция возложена на одного из зампредов, который формально единолично отвечает за эту сферу.НСФР подготовил заключение на законопроект Минфина и направил его в министерство. В нем совет указывает, что принятие законопроекта в текущей редакции нецелесообразно. Как пишет НСФР, нововведение существенно повышает риск субъективного суждения и создает угрозу расширенного толкования норм сотрудниками Центробанка при принятии решения об отзыве лицензий у кредитных организаций. Свой довод совет объясняет тем, что законопроектом предусматривается возможность отзыва лицензии в том числе за нарушения нормативных актов ЦБ. — С учетом многочисленности и детальности нормативных актов Банка России настолько масштабное расширение полномочий регулятора по отзыву лицензий существенно повысит риски принятия сотрудниками ЦБ субъективных решений о привлечении банков к ответственности, — говорит председатель НСФР Андрей Емелин. — В данном случае принятие ключевого для банка решения по сути будет ставиться в зависимость от толкования норм собственных актов ЦБ отдельными его сотрудниками, квалифицирующими те или иные действия как нарушение. Кроме того, согласно статистике Банка России, значительная часть нарушений «антиотмывочного» законодательства хотя формально и соответствует признакам правонарушений, но происходит в результате технических сбоев и может возникнуть по не зависящим от банка обстоятельствам. Отзыв лицензии за такие нарушения — неадекватная мера. По словам Емелина, банковское сообщество уже несколько лет предлагает разделить нарушения «антиотмывочного» законодательства на действительно имеющие отношение к легализации (и наказывать за них по всей строгости закона) и технические (санкции за которые, если вообще их применять, должны быть соотносимы c серьезностью нарушения). Поэтому НСФР предлагает исключить из законопроекта право ЦБ отзывать у банков лицензии за нарушения нормативных актов регулятора. — Основанием для лишения банка лицензии должно быть только нарушение закона, — согласен председатель межбанковского Комитета по противодействию легализации Александр Наумов. В Минфине, в свою очередь, пояснили «Известиям», что законопроект подготовлен по общей инициативе экономического блока правительства. Чиновники свою инициативу объясняют также данными Росфинмониторинга, согласно которым в первом полугодии 2013 года объем сомнительных операций, связанных с выводом денежных средств за рубеж, составил 1,5 трлн рублей, или около $50 млрд. По сравнению с 2012 годом этот показатель вырос в 1,5 раза. Как отметили в финансовом ведомстве, в настоящее время законопроект дорабатывается. От дополнительных комментариев в Минфине отказались. Представители Центробанка не стали комментировать проект.Банкиры высказались категорически против принятия законопроекта Минфина. Существует возможность увеличения числа отзывов лицензий у кредитных организаций, отмечает вице-президент Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина. — В предложенной редакции поправок имеются оценочные понятия, чего не должно быть в вопросе отзыва лицензии. У ЦБ появляется право отзыва лицензии даже при малозначительных нарушениях, что может негативно сказаться на клиентах. Банки начнут перестраховываться: будет очень сложно открыть счет, получить кредит, провести операцию по счету, — опасается Кузьмина.По словам зампреда одного из банков, входящих в топ-30, предложение Минфина выглядит чрезмерно жестким. — Если кредитная организация замечена в отмывании незаконных доходов или проведении сомнительных операций, то это должно, конечно, означать, что регулятор примет в ее отношении соответствующие меры. Но наличие каких-то мелких ошибок и недочетов вовсе не означает, что банк занимается противоправной деятельностью. Наказание должно быть всегда адекватно нарушению, — говорит собеседник «Известий».Другой топ-менеджер банка заявил «Известиям», что законопроект Минфина воспринимает как давление на частные банки. — Понятно желание законодателя и регулятора навесить на банки всё больше надзорных функций (включая создание целых подразделений), но как быть с указанием президента о снижении банковских ставок? — недоумевает директор московского филиала Энерготрансбанка Павел Сакадынский. — Ведь в банковские ставки входит и себестоимость создания новых подразделений, а это означает рост стоимости банковских услуг.По мнению руководителя практики инвестиционного консультирования ФБК Романа Кенигсберга, обсуждать нужно не количество и виды нарушений банковского законодательства, за которые можно отозвать лицензию, а систему контроля за объективностью решений, принимаемых Банком России в рамках надзора. — Если Вы видите невменяемого человека с пистолетом в руках, то вряд ли будете ждать до тех пор, пока он выстрелит минимум в двух человек, — говорит Кенигсберг. — Так и Банк России хотел бы иметь возможность вовремя отзывать лицензию за нарушения в системе внутреннего контроля поднадзорного банка. Но если, возвращаясь к примеру, арестовывать будут тех, кто дважды вовремя не сообщил о встрече с подозрительным человеком, это, наверное, покажется бессмысленным и несправедливым. Но российский банк может потерять лицензию, если допустит в течение года два несвоевременных сообщения о подозрительных сделках своих клиентов. А может и не потерять. Это всё на усмотрение надзорного органа.Озабоченность НСФР оправданна, считает аналитик по макроэкономике UFS IC Станислав Савинов. — Сейчас между регулятором и банками по вопросам соответствия нарушения «антиотмывочных» предписаний идет диалог, предложения Минфина лишают их «последнего китайского предупреждения», — поясняет Савинов. — ЦБ сразу сможет лишить лицензии, не заслушав доводов руководства и не дав время на исправление. Это уже будут не понятные правила игры, а угроза предвзятости от специалистов надзора, конкретных людей. По словам банкиров, выходом из сложившегося тупика могло бы стать обсуждение на экспертном уровне тех мер, которые стоило бы включить в закон о противодействии легализации доходов.Впрочем, некоторые эксперты считают, что ЦБ должен получить действенные рычаги воздействия на банки. — Мегарегулятору необходимо иметь достаточно полномочий для принятия решений относительно банков, нарушающих «антиотмывочное» законодательство, — говорит замдиректора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова. — С этой позиции законопроект Минфина является целесообразным. К тому же мегарегулятор сначала выносит предупреждения кредитным организациям, деятельность которых вызывает сомнения и которые неоднократно нарушают нормы. Если реакции со стороны банков нет, ЦБ приходится идти на крайние меры. «Жертвами» оздоровления банковской системы ЦБ становятся в основном банки средней руки, созданные для обслуживания теневого сектора экономики. В последнее время регулятор все чаще стал отзывать лицензии у банков, в частности тех, которые вовлечены в сомнительные операции. — В интересах всех — очистить банковскую систему от проблемных банков, — заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в середине октября 2013 года. В течение 2013–2014 годов Банк России отозвал 37 банковских лицензий: из них 30 — в 2013 году и уже 7 — в этом. Читайте далее: http://izvestia.ru/news/565599#ixzz2tBIEi5gz

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...