Перейти к публикации

«Белый тигр». Вундервафля виртуального реванша


Рекомендованные сообщения

Данные заметки навеяны креативным кинопроизведением Карена Шахназарова «Белый тигр» – картины, повешенной художником, согласно заветам А.Дюма, на «гвоздь истории». О творческих достижениях, щедро разбросанных по полотну, довольно порассуждал на днях Виктор Мараховский, так что добавить нечего.

Однако с учётом именно этих творческих достижений считаю уместным обратить внимание на «гвоздь». Гвоздь этот, сиречь историческая действительность, под воздействием магических чар высокого искусства, по счастью, практически не пострадал. Хотя и согнулся вопросительным знаком под тяжестью художественнообильных образов.

Как удалось установить при ознакомлении с произведением, оно – про войну и про танки. Об этом и поговорим.

Главное действующее лицо фильма – собственно, некий «Белый Тигр». Загадочный, неуловимый и непобедимый танк-привидение, который кошмарит советских солдат, а потом вдруг куда-то зачем-то исчезает. Нетрудно предположить, что прототипом героя является настоящий «Тигр» – обыкновенный и железный.

Само по себе внимание впечатлительной отечественной интеллигенции к этому произведению германского танкопрома – такое же, какое прописано всему заграничному, загадочному, стильному и «НеТоЧтоНашему». То есть – суеверно-восхищённое. В случае с «Тигром» суеверное восхищение обогащается также эстетским сожалением, что вот такую красивую штучку не оценило и незаслуженно сломало недостойные мерзкое совковое быдло по дурости варварской своей.

Это да. Недостойное мерзкое совковое быдло в те годы не оценило и сломало множество достижений передовой европейской мысли – по правде говоря, практически все достижения и сломало.

Это и есть сердцевина нашего «гвоздика», Большой Исторический Факт – великая Победа великой страны в Великой Отечественной войне.

Этот факт креативному осмыслению не поддаётся. Его нельзя объяснить в парадигме вековой русской отсталости, рабства и, напротив, европейских ценностей и прочих эротических иллюзий.

Объясняется этот факт только в формате реального мира, по-рабоче-крестьянски.

В этом реальном мире Победа была обеспечена бесчисленным множеством объективных факторов – столь же бесспорных и неумолимых, как Красное Знамя над Берлином. Например – технологическим, промышленным, экономическим превосходством русской цивилизации. В частности – в области танкостроения, где это превосходство было даже не подавляющим, а беспрецедентным, поскольку в принципе не имело достойных образцов для сравнения.

Это превосходство стало очевидным уже в первые дни войны. Однако неприятель сумел его обесценить – за счёт своих несомненных достоинств во многих других компонентах военного искусства: и по части организации войск, и по части боевого мастерства и боевого опыта, и по части тактической грамотности, и по части укоренения военной и технической культуры. Грубо говоря, к 1941 году немецкая «отсталая» техника была на ходу, советская «передовая» – только сходила с конвейеров; то, что у немецкого конструктора, рабочего и солдата было «в спинном мозге», наши ещё сверяли со шпаргалкой.

Со временем и жестокой ценой советские руководители, командиры, солдаты, инженеры и промышленники этот «организационный» разрыв ликвидировали – при этом продолжая наращивать свои изначальные преимущества. И уже после Сталинграда вермахт обречённо стоял перед технологической пропастью, отделявшей его от Красной Армии в «войне моторов» .

Германия мобилизовала Гудериана, учёных, конструкторов, промышленные ресурсы и прочий свой сумрачный гений – и совершила отчаянный прыжок через эту пропасть.

Получился «Тигр», с которым до сих пор связываются интеллигентские фантазии о виртуальном реванше.

«Тигр» – очень хорошая боевая машина (а надо сказать, что у нашей страны в той войне вообще был очень достойный и сильный враг).

«Тигр» мог бы стать лучшим танком Второй мировой – если бы не было Т-34.

«Тигр» по некоторым вспомогательным характеристикам даже превосходил Т-34-76 (калибр, дальнобойность и пробивная мощь башенного орудия). «Тигр» мог бы соперничать с Т-34-76 за звание лучшего танка всех времён и народов – если бы русские не выкатили Т-34-85.

Тяжёлый «Тигр» мог бы рассматриваться как достойный конкурент среднему Т-34-85 – если бы не было ИС и ИС-2. Впрочем, в этой номинации иноземцы вообще не участвовали: неспортивно сравнивать космический корабль с детским трёхколёсным велосипедом.

«Тигр» мог бы господствовать на поле боя – если бы над ним не господствовали штурмовики Ил-2.

«Тигр» мог бы наводить ужас на армию противника – если бы это не была Красная Армия.

«Тигр» мог бы чуть-чуть замедлить русскую стальную лавину – если бы промышленность объединённой Европы была в состоянии производить его в конкурентоспособных количествах.

«Тигр» мог бы стать мировой вершиной инженерно-технической мысли – если бы не было советских конструкторов, инженеров, рабочих, советской науки и промышленности.

…Третий Рейх вообще мог бы выиграть войну – если бы не было Советского Союза.

Беда в том, что в нашей реальной жизни никаких таких «бы» не случилось.

И взять реванш у недостойного, мерзкого совкового быдла можно только в эротических фантазиях. Например, отрядив в рейд по его тылам призрачного «Белого Тигра» – правда, Карен Шахназаров талантливо и убедительно объясняет креативному классу, что и это не помогает. Даже в артхусе.

…Недосказанная киносудьба «Белого Тигра» символически предполагает, что танк-привидение до сих пор бродит по Европе, что даже подтверждается посмертным интервью Адольфа Гитлера лирическому герою.

А причём здесь Европа-то с её подсознанием? О, очень даже причём. И очень даже актуально причём. Но это тема отдельная, о ней в следующий раз.

http://www.odnako.org/blogs/show_18078/

Рецензия на фильм:

http://www.odnako.org/blogs/show_18043/

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

это про кино, а вот что было в реальности, не "Тигр", а Т-34:

то был первый снег в Подмосковье зимою 1941 года. От непривычной белизны бойцы щурили глаза. Со стороны шоссе Волоколамск-Калинин отчетливо доносились шум машин, треск мотоциклов, стук и грохот колес орудий. Гитлеровцы перебрасывали свои войска в Калинин.Поступил приказ дать противнику бой. На окраине поселка Тургиново, который был взят накануне, разместилась бригада, шла подготовка. Дозаправлялись танки, машины, проводилась подтяжка гусениц, регулировка фрикционов, укладывались боеприпасы.Командир полка Герой Советского Союза майор Михаил Алексеевич Лукин склонился над картой и, прочертив красным карандашом упирающиеся своими остриями в Калинин две стрелы, сказал:- На людей надеюсь. Не дрогнут. Но придется нам туго. Танки могут идти только по Волоколамскому и Тургиновскому шоссе. С них не съедешь - лес и болота. А сил у фашистов здесь предостаточно.И снова командир полка погрузился в раздумья. А потом решительно сказал:- Но и медлить нельзя. Комбриг прав. Если мы не ударим по фашистам, они сконцентрируют войска, опрокинут нас и поведут со своего левого крыла наступление на Москву.Все мы - и командиры, и политработники, и рядовые солдаты - понимали, какая сложилась обстановка. Требовалось любой ценой ослабить врага, помешать ему создать ударный кулак на очень опасном участке фронта. Танкисты рвались в бой.Утро 17 октября. Еще не развеялась ночная мгла, однако танки выходили на исходные позиции с выключенными фарами. Двигатели приглушенно работали на малых оборотах. А оба шоссе тем временем оживали. Сначала мимо наших наблюдателей промчалось несколько мотоциклов. За ними показались броневики, далее двигались крытые брезентом грузовики, автобусы, тягачи с длинноствольными пушками, легковушки. Столько соблазнительных целей! Но ударить по ним пока нельзя - нет сигнала. Наконец в шлемофонах раздалось: "Три-три-три".Взревели двигатели. Как и было задумано, первая колонна танков во главе с командиром батальона Героем Советского Союза М.П.Агибаловым неожиданно появилась на Волоколамском шоссе и начала крошить, давить, расстреливать технику и живую силу врага. Тридцатьчетверки подминали под себя тупоносые грузовики, побеленные легковые машины, автобусы, ломали стволы пушек. Автоматчики прямо с брони расстреливали разбегавшихся гитлеровцев. Так же действовали танкисты и на Тургиновском шоссе, куда вырвался полк Героя Советского Союза М.А.Лукина.Рейд начался удачно. Удар был ошеломляющим, и фашисты на первых порах в панике разбегались. Однако вскоре противник начал спешно организовывать отпор. Когда наши танки достигли деревни Пушкино, в небе появилось несколько десятков "юнкерсов". Они обрушили на прорвавшихся бомбовые удары. Дала о себе знать и артиллерия противника.Однако наступление продолжалось. Начальник штаба бригады майор Д.Клинфельд принимал одно за другим донесения: "Двигаемся вперед", "Пройдены Пушкино, Прокофьево", "Достигли Иванцово". Командир бригады взглянул на карту. Уже близка главная цель - Калинин. Но... (на войне много бывало таких "но") число бомбардировщиков в воздухе росло. На шоссе, зажатом с двух сторон лесом, сманеврировать было невозможно, и танки один за другим начали выходить из строя. Несмотря на все это, экипажи дрались героически - восемь машин достигли окраин Калинина. Одной из них командовал старший сержант Горобец. С самого начала атаки его танк шел во главе колонны первого батальона. Когда стали рваться бомбы, Горобец то и дело поторапливал механика-водителя Литовченко:- Жми! Вперед! Скорость, главное скорость!Стрелка спидометра достигла предельной цифры - 50. И вот на горизонте показались заводские трубы Калинина. В это время танк Горобца настиг еще одну фашистскую колонну. Шоссе забито медленно движущимися автобусами, мотоциклами, фургонами. Гитлеровцы не предполагали, что их догоняет советский танк. Очередная команда Горобца - и наводчик орудия Коломиец посылает в гущу колонны осколочные снаряды. Горят машины, фашисты бегут.- Федя, жми! Постушин, Коломиец - огонь! - снова раздается голос командира.Стремительно проскочив переезд через железную дорогу, тридцатьчетверка промчалась мимо охваченной пламенем фабрики "Пролетарка" и двинулась к центру. И тут - сильный удар по броне. Танк загорелся. Задыхаясь в дыму, танкисты все же сумели погасить пожар. На предельной скорости танк вырывается к площади Ленина и... сталкивается с вражеской автоколонной. Литовченко крепче сжимает рычаги управления и таранит головную машину.Миновав город, танк вышел на Московское шоссе. У элеватора он снова подвергся обстрелу. Танкисты ответили единственным выстрелом, израсходовав свой последний снаряд. А вскоре в деревне Городище бойцы 5-й стрелковой дивизии с удивлением наблюдали, как из расположения врага появился одинокий советский танк с цифрой 3 на борту. Насторожились, думали фашисты прибегли к какой-то хитрости. Но танк действительно оказался советским.Героический танковый экипаж был отмечен боевыми наградами, а его командир старший сержант Горобец удостоен звания Героя Советского Союза. В том бою погибли командир первого батальона М.П.Агибалов и командир полка майор М.А.Лукин, чей танк вы видите на фотографиях.

http://www.battlefield.ru/kalinin-raid.html
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Странно, что даже в голову не приходит снять фильм по реальным событиям войны - уж подвигов было нереальное количество. Не, какую-то чушь плодят, на наши в общем-то деньги, что не добавляет уважения деятелям от кино.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...