Перейти к публикации
Olesya

Ад и рай по-швейцарски

Рекомендованные сообщения

Olesya

Изображение

Кальвин в аду. Эгберт ван Хеемскерк. 1700 год (© mir)[/font]

В Женеве открылась выставка религиозных карикатур 16-18 веков. Прекрасная возможность окунуться в пропагандистские войны между католиками и протестантами.

Экспозиция в женевском Музее Реформации, самом что ни на есть главном оплоте протестантизма в Швейцарии, рассказывает о самых грязных, провокационных и, главное, эффективных методах информационной войны верных служителей Папы и последователей Лютера и Кальвина.

Почти всю историю своего существования католическая церковь активно использовала запоминающиеся визуальные образы для распространения своих идей и взглядов. Однако далеко не все имеют прямое отношение к христианской вере. Политическая борьба внутри церкви, вспыхнувшая благодаря активной обличительной деятельности Мартина Лютера в начале 16 века, довольно скоро переросла в серьезное кровавое противостояние и в скором времени привела к расколу.

Отмежевание протестантизма проходило трудно, долго и почти всегда с большими человеческими потерями. Естественно, Ватикан не мог потерпеть, чтобы внутри строго выстроенной иерархии церкви, ценящей беспрекословность, возникли вольнодумцы. История борьбы с многочисленными «ересями» - прекрасное тому доказательство. Поняв, что не получится заставить протестантов молчать, Рим включил политический и административный ресурс.

И вот тогда массовыми тиражами стали появляться литографии, картины и памфлеты, яростно изобличавшие протестантов. Суть пропаганды, как и во все времена, сводилась к простой мысли: они – ужас, какие плохие, мы – восторг, какие чудесные. Так, например, возник образ Мартина Лютера с семью головами. Сегодня эта монохромная картинка не кажется пугающей, а вот в 1529 году, когда она и была создана, подтекст считывался легко: образ напрямую отсылает к зверю Апокалипсиса из Откровения Иоанна Богослова. В те времена население легко считывало эту отсылку к антихристу. Так что провокационный метод черного пиара бил точно в цель.

Подобные изображения были стандартной практикой, применяемой католической церковью с целью устрашения в основном не слишком грамотных представителей паствы. Потому, например, часто использовались рисунки с изображениям неугодных в аду. Так, туда угодил Жан Кальвин (кстати, его могила находится в ста метрах от редакции Нашей Газеты). На картине Эгберта ван Хемскеерка Кальвин изображен, входящим в ад в сопровождении самых разнообразных чудовищ. Судя по выражениям лиц основных персонажей, все друг другу рады. Это католический взгляд, а вот протестанты были уверены, что в аду ждут исключительно католиков.

Однако на этом выдумка и сатирический задор католиков иссякли. По крайней мере, на выставке уже не найти образцов яркой католической пропаганды. На самом деле, все описанное выше – это реакция на активную популистскую деятельность протестантов, которым до смерти надоела коррупция в церкви: продажа индульгенций и должностей, угодливость перед богатыми и презрение к бедным. Мартин Лютер свел все претензии в лаконичный список из 95 тезисов.

Протестантизм потому так и называется, что его последователи выступали против. И для того, чтобы наглядно донести свои идеи массам, по большей части неграмотным, протестантские художники активно распространяли листовки с рисунками, на которых Папа Римский ассоциируется с Вавилонской блудницей. У девушки, сидящей на звере Апокалипсиса, вместо короны на голове папская тиара. Образ считывался мгновенно и имел удивительный успех: его репродуцировали до конца 19 века, хотя некоторые ярые противники католической церкви не забывали о нем и в прошлом столетии.

Однако самым интересным изобретением протестантов стали монеты, распространявшиеся тысячами. При первом взгляде перед нами классическое изображение главы церкви, но если перевернуть монету на 180 градусов, то раскрывается суть образа. Таким способом протестанты пытались показать лживость и двуличие католической церкви. Надо понимать, что критика была направлена в первую очередь против церкви как организации.

К чему привело противостояние католиков и протестантов, хорошо известно из школьного курса мировой истории: кровопролитные столкновения, сотни тысяч погибших, принципиальное размежевание доктрин. Но как наказывали тех, кто придумывал и распространял карикатуры в 16-м веке? «Самое страшное наказание – изгнание из города. Но чаще всего они отделывались небольшим штрафом. Нам неизвестны случаи тюремного заключения или лишения жизни. Обществу было важно поддерживать сатиру как форму существования свободы слова», - объяснил Нашей Газете.ch куратор выставки профессор Фредерик Эльзиг.

Экспозиция в Музее Реформации рассчитана на самую широкую аудиторию. Специально для детей и подростков регулярно проводятся экскурсии. Хотя далеко не все взрослые смогут спокойно спать, увидев картины 16-17 веков. Всю дополнительную информацию вы найдете на сайте. Выставка продлится до 16 февраля.

http://www.nashagaze...s/cultura/16537

Изменено пользователем Olesya

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Alex

Редкая тематика выставки, интересно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...