Перейти к публикации
Olesya

Политическая теория Ивана IV Грозного

Рекомендованные сообщения

Olesya

Теория православного христианского самодержавия – собственная теория царской власти Ивана Грозного. Православное христианское самодержавие – это династийная власть, действующая в соответствии с традициями предков; власть, данная от Бога. Многовековая династийность монархической власти – признак величия государства. Власть самодержца – всецело единолична, независима от духовенства, боярства, от какой бы то ни было общественной силы.Наличие в государстве разных властей приводит его к гибели. Царь должен сосредотачивать в своих руках абсолютно все дела управления. Государь мог вмешиваться в дела даже простых монастырей. Царь – персона, ответственная буквально за все помыслы и поступки своих подданных. Иван Грозный от вергал какую бы то ни было возможность установления договорных отношений между ним и его подданными. Отношения царя со своими подданными должны быть отношениями не равных людей, а господина и рабов. Но при этом не допускалась возможность для царя творить полный произвол.Царская власть – это власть, ограниченная Богом. Царь должен властвовать в соответствии с Божьими заповедями, настаивая на беспрекословном повиновении подданных своей царской воле. Дети не должны противиться родителям, а рабы господам ни в чем, кроме – веры. Царю не подобает ни зверски яриться, ни бессловесно смиряться. Но в соответствии с Божьими заповедями ему надлежит: к одним – быть рассудительно милостивым, а других – страхом спасать.Иван Грозный проводил различие между «царством» и «святительством». Он считал, что царю, в отличие от священников, не подобает, если его бьют по одной щеке, подставлять другую. Даже в среде отрекшихся от мира существуют наказания, хотя и не смертью, но очень тяжелые.Наказание «злодеев» (опричнина) было попыткой устроить «злым» людям своего рода «Страшный суд». Воздаяние за грехи – божье наказание. Устраивая русской аристократии своей опричниной некое подобие «Страшного суда», Иван Грозный ощущал себя не только судьей, но и судимым.Инокам подобает просвещать мирян, заблудившихся во тьме гордости и находящихся в смертной обители обманчивого тщеславия, чревоугодия и невоздержания.В его теории царской власти идея божественного происхождения последней служила прежде всего для обоснования ее полной независимости от общества в целом и каких-либо общественных групп в частности. Иван Грозный представлял свою царскую власть не просто от Бога данной, а отданной – в единоличное его обладание.Многие идеи Ивана Грозного относительно существа и функций царской власти произошли из страстного желания царя оправдаться перед русским народом в своих безнравственных поступках.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Misha_123

Вот, а к этой теории, по-моему, подходит А.Г.Лукашенко, чем не Саша Грозный?И наследник у него есть, и опричнина, и лукавая мудрость и склонность к иночеству...в версии "колхозничества":)))И опять, спасибо большое, Олеся за емкий и образный текст!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...