Перейти к публикации

Ученые выяснили, почему цветы на картине Ван Гога поменяли цвет


Maria Semenova

Рекомендованные сообщения

Химики рассказали, почему маргаритки на картине Винсента Ван Гога «Цветы в голубой вазе» постепенно превратились из ярко-желтых в коричневые

post-321-1347737152_thumb.jpg

«Цветы в голубой вазе», Винсент Ван Гог

По мнению специалистов, это произошло из-за химической реакции между «лимонным» пигментом, сульфидом кадмия, и защитным лаком, говорится в статье, опубликованной в журнале Analytical Chemistry.

Винсент Ван Гог написал картину «Цветы в голубой вазе» в 1887 году, на закате парижского периода жизни великого художника. На этой картине были изображены ярко-желтые маргаритки и белые анемоны в вазе, расположенной на столе. После смерти Ван Гога эта картина была покрыта лаком для повышения сохранности и куплена в начале 20 века музеем Креллера-Мюллера в нидерландском Оттерло.

Группа химиков под руководством Куна Янсенса из университета Антверпена (Бельгия) обратила внимание на картину после того, как реставраторы открыли необычный налет на некоторых частях натюрморта. Как объясняют ученые, желтый пигмент — сульфид кадмия — постепенно теряет свою яркость при взаимодействии с воздухом. Это объясняется тем, что молекулы кислорода окисляют серу и превращают это соединение в сульфат, соль серной кислоты (SO4). Сульфат кадмия образует белую полупрозрачную пленку на поверхности краски, в результате чего она бледнеет и теряет привычную яркость.

В случае с «Цветами в голубой вазе» налет был необычным — он был не светлым, а темным, и его микроструктура была не похожа на кристаллы сульфата кадмия. Озадаченные сотрудники музея отправили небольшой кусочек краски с картины в лабораторию Янсенса и попросили химиков выяснить природу и причину формирования налета. Исследователи просветили образцы краски при помощи рентгеновских спектроскопов и сравнили их с «обычным» налетом из сульфата кадмия.

«Оказалось, что сульфат-анионы нашли подходящего партнера для реакции в ионах свинца в лаковом покрытии, в результате чего на границе между краской и лаком образовались серые и малопрозрачные кристаллы англезита — сульфата свинца. Его источником, по всей видимости, послужило вещество-осушитель, которое было добавлено в лак при покрытии картины», — пояснил один из участников работы Джеральд Фалькенберг.

По словам ученых, эффект усугубился тем, что ионы кадмия, лишенные серы, прореагировали с другими компонентами лака и превратились в оксалат кадмия (CdC2O4) — соединение кислорода, кадмия и углерода. Комбинация из соли свинца и оксолата кадмия и является тем налетом, который превратил ярко-желтые маргаритки на картине Ван Гога в смесь из темно-оранжевых и коричневых мазков.

«Многие из картин, которые Винсент написал во время парижского периода, были покрыты неправильным лаком и снятие этого покрытия является одной из самых сложных задач, с которой сталкиваются реставраторы работ Ван Гога во всех странах мира. Информация, которую предоставили нам Янсенс и его коллеги, жизненно необходима для принятия тяжелых решений, которые нам приходится порой делать при столь сложной очистке картин», — добавила реставратор Элла Хендрикс из Музея Ван Гога в Амстердаме.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...