Maria Semenova 183 Опубликовано: 14 июля 2012 Рассказать Опубликовано: 14 июля 2012 13 июля прославленному режиссеру исполняется 80 лет Петр Фоменко Петр Наумович, основатель одного из лучших московских театров, в мире искусства имеет репутацию настоящего гуру. Воспитанные им со студенчества «фоменки» — не просто актеры, а настоящая — закрытая и безумно талантливая — семья, постановки — всегда события исключительные. «Петр Наумович – это некая стихия, некое явление природы, некая природная аномалия. Он парадоксален сам по себе. Неслучайно у него любимые слова — "но" и "хотя". И сразу весь смысл переворачивается. Он великий лицедей и провокатор. Он любит взрывать ситуацию, непредсказуемо ее разворачивать», — так отзывается о режиссере один из его учеников Сергей Женовач. Непредсказуемость всегда была присуща Петру Фоменко. В 1953 году он был отчислен из Школы-студии МХАТ «за хулиганство», поражавшее консервативных преподавателей. В 60-е годы спектакли Фоменко не раз закрывались по цензурным соображениям. Окончив в 1955 году филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина, а в 1961 году — ГИТИС, режиссер работал в Ленинградском театре комедии, московском Театре имени Маяковского, Театре имени Вахтангова. С 1981 года началась преподавательская деятельность Петра Фоменко. В стенах ГИТИСа родились созданные вместе со студентами постановки «Борис Годунов» (1984), «Пиковая дама» (1988), «Игроки», «Волки и овцы» (1992), «Свадьба» (1996). Параллельно Фоменко продолжал ставить на московских сценах. В 1996 году в Вахтанговском театре состоялась премьера «Пиковой дамы» по повести А.С. Пушкина, где старую графиню сыграла Людмила Максакова. Эта постановка и сейчас является одной из ключевых в репертуаре вахтанговцев. «Сколько лет существуют эти потрясающие "гвозди", забитые Петром Наумовичем, на которые натянут смысловой каркас спектакля, — говорит актриса Юлия Рутберг. — Мы не выходим за те ограничители, что он поставил. Думаю, этот спектакль во многом поддерживает культурный уровень самого Театра им. Вахтангова». В ГИТИСе Петр Наумович выпустил четыре курса студентов, среди которых известные режиссеры и актеры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Владимир Епифанцев, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Ксения и Полина Кутеповы. Многие из них остались работать со своим учителем, войдя в труппу «Мастерской Петра Фоменко». В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра, который еще дважды пополнялся учениками мастера. На сегодняшний день в театре работает три поколения «фоменок». «Мы все воспитаны Петром Наумовичем Фоменко – учились у него в ГИТИСе, уже двадцать лет работаем в театре под его руководством, и все координаты заданы им. Я думаю, что обучение Петра Наумовича отличает то, что он ценит способность человека оставаться самим собой,» — говорит актриса Полина Кутепова. До сих пор в афише театра — спектакль по повести Б. Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня», поставленный режиссером в 2000 году в форме этюдов и признанный жюри премии Станиславского лучшей постановкой сезона. «Семейное счастие» — сценическая композиция по одноименной повести Льва Толстого — тоже идет на сцене «Мастерской Петра Фоменко». «Я пришел к нему на спектакль "Семейное счастие" и был совершенно потрясен, — вспоминает Константин Райкин. — Это была просто музыка режиссерская, как играет какой-то мастер, едва касаясь кончиками пальцев режиссерской клавиатуры». Постановка «Война и мир. Начало романа», премьера которой состоялась в 2001 году, завоевала «Золотые маски» в трех номинациях и была с восторгом принята в Европе и США. Среди архивных спектаклей — «Безумная из Шайо» по пьесе Жана Жироду, поставленная Петром Фоменко в 2002-м совместно с Николаем Дручеком. Главную роль городской сумасшедшей Орели, спасающей свой город от заговора, сыграла Галина Тюнина. В совместной постановке «Египетских ночей» 2002 года Петр Фоменко и Сергей Пускепалис использовали произведения А.С. Пушкина — повесть и неоконченную поэму «Египетские ночи», наброски «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу», «Отрывок», стихотворения разных лет — и фрагменты одноименной поэмы В.Я. Брюсова. Моноспектакль «Он был титулярный советник» по гоголевским «Запискам сумасшедшего» вырос из самостоятельного этюда артиста «Мастерской» Анатолия Горячева. Актер признавался, что работать с Мастером порой было очень трудно. «Он выстраивал мне в роли абсолютно все: мизансцены тела, взглядов, вздохов. Вплоть до пальчиков, как говорят актеры. Но какое же это большое счастье – работать с Фомой!» — говорил Горячев в одном из интервью. Параллельно с «Титулярным советником» режиссер работал над спектаклем «Три сестры», впоследствии получившим две «Золотых маски» и премию «Чайка». Главных героинь сыграли сестры Кутеповы и Галина Тюнина. «Меня вела не какая-то концепция и желание поставить так, как раньше еще не было, — объясняет Петр Фоменко. — Нельзя поставить так, как было, потому что артисты другие. Наши "Три сестры" такие, каких не было и не будет, а от них возникает и прочтение пьесы». Одной из успешных зарубежных работ режиссера стал спектакль «Лес» в «Комеди Франсез». Петр Фоменко вспоминает: «Островский ведь, как и Пушкин, почти непереводим. Самая хрестоматийная пьеса Островского на чужбине оказалась очень глубокой. От незнания французского языка мне довелось поставить спектакль практически за месяц. Если бы я знал язык, не хватило бы и двух лет. Это была авантюра...» «Бесприданница» Островского в январе 2008 открыла новую сцену «Мастерской Петра Фоменко» — здание на набережной Тараса Шевченко было построено к пятнадцатилетию театра, который до этого ютился в двух залах кинотеатра «Киев». В спектакле были заняты актеры второго набора «фоменок» — роль Паратова исполнил Илья Любимов, Ларису Дмитриевну сыграла Полина Агуреева, получившая за эту роль «Золотую маску», а компанию им составили Наталия Курдюбова, Евгений Цыганов, Павел Баршак и другие. «Сказку Арденнского леса» по мотивам шекспировской комедии «Как вам это понравится?» написал бард, драматург Юлий Ким, давний друг Петра Фоменко со времен учебы в педагогическом. Этот спектакль 2009 года — итог учебного творчества группы стажеров «Мастерской», вдохнувших в театр новую жизнь. Постановка Петра Фоменко «Триптихъ» стала главной премьерой сезона 2009-2010 и получила «Золотую Маску» как лучший драматический спектакль малой формы. «Триптих» включает в себя «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцену из Фауста» А.С. Пушкина. «Это три образчика пушкинской поэзии, где есть эволюция жанра — от анекдота и комедии, до философской драмы и трагифарса», — отметил режиссер. В апреле этого года в «Мастерской» представили премьеру булгаковского «Театрального романа» за авторством Петра Фоменко и Кирилла Пирогова, который также сыграл в постановке роль Максудова. В спектакле заняты все поколения труппы «Мастерской» от «стариков» до стажеров и даже монтировщики, реквизиторы, помощники режиссера. Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.