Перейти к публикации

Античный Рим


Рекомендованные сообщения

post-321-1341501253_thumb.jpg

Статуя Августа из Прима Порта. Около 20 г. до н. э. Ватиканский музей, Рим. Император изображен как полководец в доспехах, т. н. лорика, с богатой рельефной отделкой и наплечными пряжками, соединяющими переднюю и заднюю части доспехов. Под лорикой одет кожаный дублет с короткими, собранными в складки наплечниками, на теле - туника.

Как можно сохранить закономерность, организованность, симметрию и целесообразность, присущие греческой одежде, и одновременно придать женскому платью грациозность и легкость, а мужскому — торжественность, доказывает «греческое рококо» - римская одежда. И сделали это незаметные детали, преобразившие греческий хитон в тунику, которую носили мужчины и женщины. Это была как бы домашняя рубашка или нижняя одежда, называемая также туника интима (tunica intima). Она имела и символическое значение. Эта часть одежды была выражением души и личности её владельца, как бы связующим звеном между душой и телом. Так, например, туника оранжевого цвета символизировала страдание. Такого цвета была туника Геракла, которая, по преданию, была пропитана отравленной кровью кентавра Несса. Туника, которую носили сенаторы, отличалась от интимы широкой пурпурной полосой на груди и на спине, в то время как у всадников она была украшена узкой полоской (augustusclavus). Поверх нижней туники мужчины надевали верхнюю тяжелую одежду, называемую тога (toga), которая стала национальной одеждой римлян. Это продолжение греческого гиматиона церемониального характера, что придавало ей торжественность. Это уже не только одежда, это символ зрелости (в торжественной обстановке молодой человек надевал её в знак того, что получил права римского гражданина) и принадлежности к римской империи. Рабы, иностранцы и изгнанники носить тогу не имели права. Тога кроилась не в виде простого четырехугольника, а эллипсообразно. И по тому, как она была задрапирована, судили о её владельце - об его культуре и образовании. Хорошо задрапированная тога была выражением основных качеств её обладателя, который, таким образом, оценивался посредством тоги. Способ ношения тоги был таким же важным предметом обучения, как и риторика. Тога и туника дожили До своего возрождения в более позднее время. Видоизмененная туника появляется в готическое средневековье, а при итальянском Ренессансе тогу ученые носили в виде плаща.

Знатные женщины надевали поверх туники интимы ещё столу (stola), нечто вроде широкой юбки из тонкого полотна - подобие греческого хитона. Свободные гражданки имели право носить паллу (palla), верхний плащ, подобный мужской тоге. При больших торжествах паллу накидывали на голову, при этом иногда её скрепляли фибулами, иногда подпоясывали поясом. Белье — в современном смысле слова - носили в Риме только женщины. Это было нечто вроде современного бюстгальтера, который назывался строфиум (strophium) или мамилларе (mamillare).

Затем, в период империи, от повседневного ношения тоги отказались. В более короткие плащи, которые были гораздо удобнее, прежде всего стали одеваться низшие классы. Это были - паллиум (pallium), пенула (paenula), лацерна (lacerna), напоминающие греческую хламиду. Позже их приняла и аристократия.

На головах носили шляпы и шапки, подобные греческим. Шляпы петасос (petatos), часто соломенные, носили мужчины и женщины, также как и фригийский колпак анатолийского происхождения. Зимой же одевали галлоримский куколь, называемый куку-лус (cuculus), который пережил и средневековую моду.

В период империи уделяли чрезмерное внимание уходу за телом и внешним видом. Изысканные ткани, веера, зонтики, а также бритье и всевозможные косметические средства, использовались ежедневно. О высоком уровне тогдашнего парикмахерского искусства свидетельствуют сложные и замысловатые женские прически, особенно в период империи. Изобретательность как бы не знала предела. О прическах пишутся даже стихи и эпиграммы. Великолепные изделия из драгоценных металлов, украшенные гравировкой и филигранью, отделанные жемчугом и драгоценными камнями, соперничали с египетским ювелирным искусством, имеющим свою тысячелетнюю традицию. Ожерелья, пояса, цепочки, браслеты и перстни носили тогда и мужчины, и женщины.

В Греции и у бедных, и у богатых было принято ходить дома босиком. В Риме же по обуви судили о принадлежности к тому или иному общественному классу. Высшие слои общества, наряду с сандалиями - солеа (soleae), носили кожаные ботинки, называемые калцеи (calcei), которые отличали римского гражданина от раба. Калцеи - это высокие башмаки - сапоги, которые на икрах завязываются кожаными ремешками. Эта обувь тоже имеет свои сословные различия: знатные граждане носили кал-цеи из красной кожи с серебряными украшениями, остальные - из черной и без украшений. Особую моду на обувь ввели артисты: иногда они надевали так называемые соцци (socc/) — низкие, плоские ботинки, вроде тапочек, иногда же - котурны (cothurne) - ботинки на высокой деревянной подошве, с помощью которых артисты, особенно в трагедиях, оптически стремились казаться выше и тем самым символизировать неземные существа. В истории моды котурны многократно повторялись: в период Возрождения, например, они стали характерной чертой куртизанок.

Типичной была и обувь римских воинов — так называемые калиге (caligae), подошва которых была закреплена гвоздями. Сам ботинок был сделан из ремешков, как сандалии, и шнуровался высоко над щиколоткой.

Прическа у мужчин чрезвычайно проста — долго, вплоть до империи, носят прическу из коротких, гладких волос, а усы и бороду бреют; часто бреют и голову. Только по примеру некоторых императоров, которые оставляли бороду и усы, эта мода стала постепенно распространяться и в более широких кругах. Женщины проявляли большую требовательность к прическам. Волосы у них были гладко причесаны и сзади закреплены застежкой или заплетены в косы, которые укладывались вокруг головы. Прически умеренно украшались драгоценностями. Типичными являются мелкие кудряшки вокруг лба. В период империи была в моде крутая завивка с начесыванием волос. Прически были как из своих волос, так и из париков. Особенно модными были парики из белокурых волос, с которыми римлянки познакомились у германских женщин. Только под влиянием христианства прически опять вернулись к простоте и естественности.

post-321-1341501394_thumb.jpg

Марк Аврелий оделяет милостью пленных тевтонов. Рельеф с Арки Константина, 176 г. н. э. Палаццо Консерватори. Рим. Группа воинов в коротких туниках, лориках и лацернах, скрепленных на плече. На пленных, стоящих на коленях справа внизу, надеты короткие, подпоясанные туники и плащи.

post-321-1341501460_thumb.jpg

Бюст Каракаллы. Национальный музей, Неаполь. Коротко постриженные волосы, борода и усы - мода типично римская. Плащ на плече ассиметрично закреплен металлической фибулой.

post-321-1341501830_thumb.jpg

Пейто с Эротом. Настенная живопись из «Дома наказанного Амура» в Помпеях, около 25 г. н.э. Национальный музей, Неаполь. На богине серьги и браслет, одета она в ниспадающую по щиколотку столу, которая на плече скреплена фибулой. Волосы богини прикрыты тканью.

post-321-1341501945_thumb.jpg

Скилла. Живопись, найденная у ворот Маранцио. Апостольская библиотека, Ватикан, Рим. Простая, ниспадающая до земли стола, через левое плечо на неё наброшена широкая палла; одежда подобна платью богини (илл.85).

post-321-1341501969_thumb.jpg

Медея из Геркуланума. Около 75 г. н. э. Национальный музей, Неаполь. Медея одета в столу, палла обернута вокруг бедер.

post-321-1341501993_thumb.jpg

Статуя Августа, приносящего жертву, из Виа Лабикана. Около 10 г. н. э. Римский период. Национальный музей, Неаполь. Императорская присборенная тога является типичной одеждой свободных римлян. Тога драпировалась согласно строго установленным правилам.

post-321-1341502011_thumb.jpg

Т. н. Ливия, скульптура из Помпеи. Национальный музей, Неаполь. Молодая римлянка одета в столу и обернута в паллу, которой прикрыта и голова. Волосы, по тогдашней моде, завиты.

post-321-1341502051_thumb.jpg

Ганс Бальдунг, прозванный Грин, Мучения св. Доротеи. 1516г. Национальная галерея, Прага.

post-321-1341502084_thumb.jpg

Чешский мастер, Картина, пожертвованная Яном Очко из Влашима. 1370 г. Национальная галерея, Прага.

post-321-1341502127_thumb.jpg

Антонио Виварини и Джованни д'Аламанья, Святая в капители алтаря костела св. Франциска в Падуе. 1451 г. Национальная галерея, Прага.

post-321-1341502158_thumb.jpg

Мастерская Михаэля Пахера, Рождение Девы Марии. Государственный замок в Рыхнове над Кнежной (Чехословакия).

post-321-1341502243_thumb.jpg

Пажи, несущие шлемы на празднике при дворе. Цветная иллюстрация из немецкой рукописи XV века.

post-321-1341502292_thumb.jpg

Питер Брейгель Старший, Сенокос (деталь). 1565г. Национальная галерея, Прага.

post-321-1341502319_thumb.jpg

ГансВертингер, прозванный Швабмалер, Король Александр и его врач Филипп. 1517г. Национальная галерея, Прага.

post-321-1341502356_thumb.jpg

Чешский мастер. Ян Бездружицкий из Коловрат. 2-я пол. XVI века. Гусударственный замок в Рыхнове над Кнежной (Чехословакия).

post-321-1341502383_thumb.jpg

Ян Провост, Коронация Девы Марии (деталь). 1524 г. Эрмитаж, Ленинград.

post-321-1341502402_thumb.jpg

Чешский мастер, Елизавета из Рожмиталя, супруга Яна Бездружицкого из Коловрат. Около 1580 г. Государственный замок в Нелагозевси (Чехословакия).

post-321-1341502446_thumb.jpg

Хуан Пантохадела Круз, Анна Испанская, дочь короля Максимилиана II. Государственный замок в Нелагозевси (Чехословакия).

post-321-1341502468_thumb.jpg

Портрет мумифицированного молодого мужчины. Половина II века. Музей им. Пушкина, Москва. На коротко остриженных волосах юноши лавровый венок -с древнейших времен символ победы и славы.

post-321-1341502489_thumb.jpg

«Аррингатор» (Оратор). Бронзовая скульптура, I век м. э. Археологический музей, Флоренция. На тунику наброшена тога. Сандалии с широкими ремешками, которые зашнурованы намного выше щиколотки, называются калцеи

post-321-1341502553_thumb.jpg

Раненый Эней. Настенная живопись из Помпеи. Национальный музей, Неаполь. На Энее поверх короткой туники надет плащ хламис, который переброшен через плечо; на ногах сандалии. На воинах, стоящих за ним, надеты характерные римские военные шлемы; на мужчине, лечащим Энея, надета туника с длинными рукавами.

post-321-1341502605_thumb.jpg

Жертвоприношение Ифигении. Настенная живопись из Помпеи, около 65 г. н. э. Национальный музей, Неаполь. У Агамемнона (слева) вся голова закрыта тогой, на ногах у него- высоко зашнурованные сандалии (калцеи). На мужчинах, несущих Ифигению, короткие плащи и хламиды; жрец (справа) одет 8 тунику и плащ.

post-321-1341502837_thumb.jpg

Браслет. Рим, I век н.э. Змея была символом плодородия и урожайности. Часто этот символ использовался как Декоративный момент, особенно на перстнях.

post-321-1341502886_thumb.jpg

Христос как Добрый пастырь. IV век. Музей папы римского, Ватикан, Рим. Христос изображен в короткой, подпоясанной тунике; на ногах у него сандалии, зашнурованные до самых колен.

post-321-1341502902_thumb.jpg

Надгробный рельеф из Пальмиры II или III век н. э. Национальный музей, Дамаск. Надгробие представляет семью знатных римлян. Фигуры одеты в белые плащи, пал лы и тоги. На женщине богатые украшения: диадема, серьги, ожерелья, фибула, скрепляющая плащ, а на руках- перстни и браслет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Супер, Машуль))Очень классно!!!

Спасибо,Ксюшенька! Мне очень иллюстрации нравятся!!
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...