Перейти к публикации

Цискаридзе готов судиться с Большим


Рекомендованные сообщения

Николай Цискаридзе заявляет, что его увольняют с должности педагога в Большом театре. Он уверен, что это решение руководства вызвано критикой реконструкции театра, и не исключает обращения в суд

Москва. 5 января. INTERFAX.RU - Премьер-танцовщик Большого театра Николай Цискаридзе считает, что его отстраняют от преподавательской деятельности из-за критики руководства.

"Меня уведомили о том, что с 31 декабря я больше не преподаю в Большом театре - очевидно, они решили сделать такой подарок мне ко дню рождения, 31 декабря", - сообщил Н.Цискаридзе "Интерфаксу" в четверг.

Он сказал, что работал педагогом "на полставки". "Мой контракт еще не кончен, но, как мне объяснили, театру нужен человек, который преподавал бы на полную ставку", - сказал Н.Цискаридзе.

Он считает, что расторжение контракта является незаконным. "Насколько я знаю, по закону, если им нужен педагог на полную ставку, они должны в первую очередь предложить эту полную ставку мне, но они этого не сделали, и, если не сделают и дальше, а позовут на мое место кого-то другого, я обращусь в суд", - сказал Н.Цискаридзе.

Он выразил уверенность, что такое решение руководства вызвано его критикой реконструкции, которая проводилась в Большом театре. Незадолго до открытия исторической сцены он выступил в СМИ с заявлением о том, что реконструкция была произведена недобросовестно.

"Я совершенно уверен, что этот шаг руководства Большого театра продиктован исключительно желанием отомстить мне, а также показать другим, у которых могло бы в будущем возникнуть желание критиковать руководство Большого театра. Дело в том, что генеральный директор Большого театра господин Иксанов давно уже рассматривает Большой театр, как свою вотчину", - сказал Цискаридзе.

При этом, по его словам, руководитель балета Сергей Филин является одновременно и лидером профсоюза театра. "Получается, что все жалобы на Филина, как на руководителя балета Большого театра, он же сам и рассматривает. Это тупиковый вариант, и некоторые мои коллеги уже поплатились за то, что пытались выступать против Филина - в частности вынужден был покинуть Большой театр солист балета Андрей Уваров", - сказал Цискаридзе.

Однако, подчеркнул танцовщик, по своей воле уходить из Большого театра не собирается. "Большой театр - это моя жизнь", - подчеркнул Цискаридзе.

"Интерфакс" не располагает комментариями руководства Большого театра относительно этих высказываний Цискаридзе.

Напомним, в октябре прошлого года Цискаридзе назвал вандализмом завершившуюся реконструкцию театра. "Все, что сделали с Большим театром, - это вандализм, заявил он. - Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон". Цискаридзе подверг критике и репетиционные залы. "В них такие низкие потолки, что нельзя будет поднять балерину - она сразу ударится о потолок", - говорит танцовщик. Также артист убежден, что рано хвалить акустику Большого театра. "Как можно говорить, что акустика замечательная, если ее толком из зала никто не слышал? - поясняет он. - К тому же хвалят акустику те, кто не имеет музыкального образования, - что они могут понимать".

Смотрите оригинал материала на http://www.interfax.ru/culture/txt.asp?id=225006

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Покиньте сцену

Большой театр решил отстранить Цискаридзе от преподавания

Балет Большого театра всегда жил и продолжает жить совершенно особой двойной жизнью - интерес к творчеству "первого театра страны" периодически уступает всеобщему вниманию к кадровым вопросам. И дело тут не только в любви зрителей и читателей к пикантным подробностям закулисной жизни. Сам театр планомерно поставляет необходимое количество конфликтов, причем вовсе не нарочно - просто иначе не умеет.


4 января газета "Московские новости" написала, что дирекция Большого театра решила отстранить от педагогической деятельности солиста ГАБТ Николая Цискаридзе, который занят преподаванием на полставки. Уже 5-го числа народный артист России подтвердил в интервью информационным агентствам, что 15 декабря он действительно получил уведомление о прекращении в конце года его деятельности в качестве педагога, однако подписать его отказался, поскольку договор у него заключен до июня 2012 года.

Более того, из слов артиста следовало, что пока он продолжает вести репетиции и в том случае, если к нему вновь обратятся "с просьбой" покинуть Большой театр, отправится в суд. Позднее пресс-служба ГАБТ объяснила, что с Цискаридзе хотят расстаться именно потому, что он работает на полставки - вместо него и солиста Большого Яна Годовского, которому также не посчастливилось трудиться на полную ставку, возьмут 76-летнюю сотрудницу ГАБТ, бывшую танцовщицу Регину Никифорову, призванную усиливать позиции кордебалета. На Никифоровой же вроде как настаивал балетмейстер Юрий Григорович, в 1992 году и позвавший в труппу Большого выпускника Московской академии хореографии Николая Цискаридзе.

Сообщение об отстранении Цискаридзе от преподавательской практики оказалось странным образом неожиданным, хотя, безусловно, эта отставка - лишь логичное продолжение череды критических замечаний, произнесенных танцовщиком по поводу реконструкции Большого театра. С самого начала было ясно, что артиста, уже давно не вписывающегося в "систему" Большого, наказание все равно настигнет, однако те очевидность и прозрачность, с которыми ГАБТ "убирает" неугодного, все равно удивляют.

Складывается ощущение, что Большой действительно любит своих солистов и печалится об их уходе (например, как в случае с Осиповой и Васильевым), только когда они пребывают в зените славы. Как только артист переходит из разряда "юных и молодых" в возрастную категорию, ему становится все труднее найти себе применение. Наверное, главный нюанс в том, что театру порой и не хочется искать для своих звезд достойного занятия - и здесь проявляется прежде всего потребительское отношение к артистам балета.

В истории Большого немало примеров, когда легендарных танцовщиков и хореографов начинали "задвигать" либо просто забывать. Так было с Марисом Лиепой, которого в какой-то момент убрали из-за "профнепригодности", унизительно лишили пропуска и не пускали в театр. В 1988 году Юрий Григорович отправил на пенсию Майю Плисецкую, Владимира Васильева и Екатерину Максимову - конечно, трое великих артистов уже находились по балетным меркам в почтенном возрасте, однако их увольнению предшествовали непростые отношения, многолетние конфликты и деления на "группировки".

В 2008 году слишком странным оказался добровольный уход с поста художественного руководителя Большого Алексея Ратманского, выдающегося современного хореографа, который, видимо, просто не вынес того, что происходило в театре. Причем хореограф объяснял свой поступок тем, что ему захотелось некоторое время побыть свободным художником, однако уже в 2009 году он стал худруком Американского театра балета. Тем временем в 2008 году в штат Большого вновь приняли Юрия Григоровича, получившего должность постоянного хореографа театра.

Григорович - ключевая фигура для балетной жизни ГАБТ последних 50 лет, при нем в 1964-1995 театр пережил свои лучшие годы, однако личные пристрастия и вкусы "большого художника" повлияли на творческие судьбы многих артистов балета. Вот и в этот раз пресс-служба Большого театра подчеркивает, что Николая Цискаридзе отстраняют из-за Григоровича, который настоятельно потребовал назначить педагогом Никифорову. Однако именно сейчас вмешательство хореографа кажется скорее удобным поводом для пресс-службы театра, чем истинной причиной отставки артиста.

Конфликт же с Цискаридзе вызван, видимо, характером артиста, его решением критиковать ГАБТ и готовностью открыто выражать свое мнение. Количество критических замечаний в адрес Большого со стороны танцовщика в последние годы значительно выросло - и, видимо, связано это еще и с тем, что того самого достойного места у Николая в театре никак не находится.

Весной 2011 года в Большом произошла очередная рокировка, и новым худруком балета стал Сергей Филин, успешно возглавлявший на протяжении трех лет труппу в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Тогда СМИ писали, что Цискаридзе был среди тех, кто метил в худруки, однако мимо этой должности проскочили даже те, кто хоть и мог считаться кандидатом, открыто к ней не стремился. Так, совершенно неожиданно и безобразно "слили" заведующего балетной труппой Большого Геннадия Янина, который лишь временно мог занять пустующий пост, - в интернете появились снимки компрометирующего характера с его участием.

Речь о назначении Филина тогда вообще не велась, директор Большого Анатолий Иксанов говорил, что хотел бы видеть в театре бывшего худрука Мариинки и руководителя балета Ла Скала Махарбека Вазиева, но этого в итоге не произошло. Судя по прошедшему году Иксанов и Филин нашли общий язык, сотрудничеством они довольны и всячески друг друга поддерживают. Поскольку все тот же Цискаридзе говорит, что ГАБТ превратился в вотчину Иксанова, то вполне можно предположить, что при нынешнем директоре Филин никуда не денется, а это автоматически означает неустроенность Цискаридзе, по крайней мере его отсутствие на руководящей позиции.

Безусловно, балет в России - самый "национальный" из всех видов искусства; здесь рождаются танцовщики мирового уровня. И если раньше речь шла в основном о престиже, то теперь еще и о деньгах, которые на этих самых артистах можно заработать - не только дома, но и на гастролях. До определенного момента танцовщик масштаба Цискаридзе мог в одиночку приносить Большому театру столько прибыли, сколько пять прим-балерин вместе взятые. Но артист балета - из-за возраста профессия чрезвычайно уязвимая, а если он еще и говорит много лишнего, то будущее его совсем призрачно. Думать же, что награды и заслуги заставят дирекцию Большого хотя бы "красиво его уйти", как видно, не стоит.

Татьяна Ершова
Источник: http://lenta.ru/articles/2012/01/09/ballet/
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Мне Цискаридзе симпатичен как человек (много читал его интервью) и как профессионал в своем виде деятельности.Балет обожаю, из танцовщиков - раньше были - Сергеев, Лавровский, Годунов, Нуреев, а сейчас - Цискаридзе.Кстати, он - последний ученик моей любимой Галины Улановой.Критика Большого была нужна, она справедлива и объективна. Так что, зря они так на Цискаридзе

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...