Перейти к публикации

Земельное право


Рекомендованные сообщения

Важность изучения принципов установления и защиты права собственности на землю в процессе преподавания дисциплин земельно-имущественной специализацииГейт Наталья Александровна доцент кафедры государственного строительства и права Ранх и гс при Президенте Российской ФедерацииВ статье раскрывается основное содержание принципов установления прав на земельные участки физических и юридических лиц в Российской Федерации. Отдельно рассмотрены их сущность, государственные гарантии и ограничения установления прав на землю, особенности закрепления и развития в в законодательстве.Ключевые слова: земельный участок, право собственности на землю, землеустройство, сочетание публичных и частных интересов, устранение коллизий между гражданским и земельным правом. Уяснение основополагающих начал и принципов, закрепленных законодательно, имеет огромное значение для овладения юридическими знаниями и эффективности образования в целом. Большую роль в освоении земельно-правовых знаний играют принципы земельного законодательства. С конца ХХ века в Российской Федерации была объявлена земельная реформа, одним из главных результатов которой является установление права собственности граждан на землю, и обеспечение государством гарантий по их защите. Конституция Российской Федерации, объявив Россию демократическим правовым государством (ч. 1 ст. 1), провозгласила, в том числе, право на землю высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать это право (ст. 2). Реализация этих положений обеспечивается гарантированностью государственной (ч. 1 ст. 45), в том числе и судебной (ч. 1 ст. 46), защиты прав гражданина. Это свидетельствует о том, что Россия не только признает права на землю, но и декларирует защиту этих прав граждан в качестве одной из основных функций государства. В части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации определены пределы осуществления земельным собственником своих правомочий. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.Из этого положения Конституции Российской Федерации вытекает, что прав на землю не является абсолютным, а подлежит определенным ограничениям. Принятый в октябре 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) ФЗ-№ 136 [1]. детально развивает такие принципиальные правовые начала, как: возможность иметь землю в частной собственности, признание и защиту равным образом всех ее форм и беспрепятственное осуществление гражданских прав, связанных с пользованием и владением землей, в том числе использование земли в качестве пространственного базиса для размещения природных и антропогенных объектов. Одними из важнейших прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, являются права на землю, которая в соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации представляет основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По сути дела любая человеческая деятельность связана с землей, которая выполняет функции всеобщего пространственного базиса и главного средства производства в сельском хозяйстве. В данном случае, например, права на землю для осуществления любой хозяйственной деятельности являются одним из важнейших экономических прав человека. Действующим российским законодательством определено значение земельных ресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (п. 1 ст. 1 ЗК РФ).Законодательно продекларированы следующие приоритеты при землепользовании: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат. В качестве следующего приоритетного направления названо сохранение особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. В законодательстве обозначено сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.Нормативно-правовые ограничения вытекают из понятия права как меры свободы, из того, что понятие ограничений лежит в самом понятии права. Право собственности, отмечал дореволюционный юрист Д.И.Мейер [2, с.235], есть только вид права, следовательно, и на нем должен отразиться и действительно отражается характер ограниченности, К.П.Победоносцев [3, с.343] писал, что ограничения собственности предполагаются самим определением права собственности, которое понимается как власть в пределах, установленных законом. Пределы таких ограничений обусловливаются юридической или экономической природой имущества или экономическими потребностями всего общества. Таким образом, Конституция Российской Федерации, закрепляя право собственника свободно владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, устанавливает и определенные ограничения их осуществления, вызванные особой ролью земли и ее публичным характером [4, с.115]. В основном законе также установлена конституционная обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации). Применительно к части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации земельные участки могут находиться не только в индивидуальной собственности граждан и юридических лиц, но и в общей собственности двух и более физических или юридических лиц, выступающих сособственниками.В связи с тем, что часть 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации закрепляет приоритет публичных интересов в регулировании отношений частной собственности на землю, автор считает, что адекватно данной позиции должно быть установление прав на особо ценные и стратегически важные земли. Статья 100 Земельного кодекса Российской Федерации к особо ценным землям относит земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.Посколь¬ку вовлеченный в оборот земельный участок становится объектом исследования цивилистики, защита прав на него также возможна с помо¬щью норм гражданского права: о недействительности ненормативного акта государственного органа либо органа местного самоуправ¬ления, о недействительности сделки, лежащей в основе прав на земельный участок, о самовольной построй¬ке и т.п. В ст.216 ГК РФ не дан исчерпывающий перечень ограничений вещных прав, что служит подчас поводом для произвольного расширения их набора. Параллельное регулирование правоотношений по поводу земельного участка земельным и гражданским законодательством, а также все еще незначительный процент земельных участков, при¬надлежащих на праве собственности гражданам и юридическим ли¬цам, привели к тому, что в гражданском законодательстве Российской Федерации практически полностью отсутствуют нормы так называемого соседского права. Речь идет об ограничениях права собственности на земельный участок, закрепленных в законе, но направленных не на защиту публичных интересов, а на защиту интересов собственников соседних земельных участков. Следует отметить, что при определении земельного участка законодатель воспринял положение п. 1 ст. 261 ГК РФ, в соответствии с которым территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. В качестве объекта гражданских прав земельный участок традиционно относят к вещи. Современная доктрина гражданского права определяет вещи как материальные, физически осязаемые объекты, являющиеся результатами труда и имеющие экономическую форму товара [5] . Принципы установления прав на землю, как показано ранее, прямым образом следуют из конституционных актов. Так/ Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан на земельную собственность, включает это право в основные права и свободы человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми (ст. 17), непосредственно действующими (ст. 18) и которые не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (ст. 64). Отсюда следует, что все граждане в Российской Федерации, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают, вправе иметь в собственности земельный участок.Обеспечение развития общества в условиях ограниченности земли, особенно в отдельных регионах России (в основном в пригородных зонах крупных городов), обусловливает и ограничение предельных размеров земельных участков, которые могут находиться в собственности граждан. Такое ограничение может быть достигнуто как экономическими, так и административными мерами. К первым относится прогрессивное налогообложение той части земельного участка, которая превышает установленные размеры. Ко вторым – установление в законодательстве предельных размеров земельных участков, которые могут находиться в собственности граждан, которые применяются сегодня. В действующем земельном законодательстве предусмотрено установление на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Конституционные права и свободы – это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные. При самом полном перечислении прав и свобод признают, что перечень не является исчерпывающим, то есть что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. Конституция Российской Федерации устанавливает следующее правило (ч. 1 ст. 55): «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Законодательство также подробно регламентирует и права собственников земельных участков (равно как и субъектов иных прав на землю) по их хозяйственному использованию. К таким правам относятся: право самостоятельно хозяйствовать на земле; использовать находящиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, пресные подземные воды, лесные угодья и водные объекты в соответствии с требованиями законодательства; производить жилые, производственные и иные постройки; проводить мелиоративные работы, строить пруды и водоемы в соответствии с природоохранными требованиями, участвовать в решении вопросов мелиорации соответствующих земельных участков, проводимой государственными либо муниципальными образованиями. Значительную роль в системе правовых норм, регулирующих права на землю, играют положения, зафиксированные в конституционном, муниципальном, гражданском, налоговом, административном лесном, водном, градостроительном, аграрном и ином законодательстве, а так же в законодательстве регионального уровня, поскольку земельное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На наш взгляд, субъекты Российской Федерации в своих правовых актах, исходя из местных условий и национальных традиций, могут лишь определять виды деятельности, для которых земельные участки в собственность не передаются, а также виды земель, которые не могут быть объектами права частной собственности.Принципы защиты прав на землю предусмотрены также следующими статьями Конституции Российской Федерации: ст. 41 ч. 3 - об ответственности за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; ст. 24 ч. 2 - об обеспечении органами государственной власти и местного самоуправления возможности ознакомления каждого гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права.Как ранее, так и сейчас в праве существенным условием возникновения прав на землю является ее целевое назначение. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются требованиями специальных федеральных законов. Основным условием определением земельного участка объектом прав и сделок являются: проведение землеустроительных работ и внесение данных о нем в государственный кадастр объектов недвижимости. Проведение работ по землеустройству является начальным этапом формирования земельного участка как объекта недвижимости с его точными границами, геодезическими координатами, природными, техническими, градостроительными и иными характеристиками, проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» [6 ] и принятыми в его развитие постановлениями Правительства РФ. От качества и профессионализма проведения таких работ зависят условия оборота на рынке, защита прав собственности, установление ограничений и обременений на использование земельных участков. Анализ норм федерального закона «О землеустройстве» показал, что он подчас содержат отсылки к другим нормативным правовым актам. Так, согласно Земельному кодексу РФ Федеральный закон «О землеустройстве» должен устанавливать порядок проведения землеустройства в РФ, однако Закон содержит отсылочную норму, по которой порядок проведения территориального землеустройства устанавливается Правительством РФ.При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Весьма важную роль для сельского жителя приобретает реализация его права собственности на так называемую земельную долю, особенно права распоряжения ею. Ведь от этого в определенной (а порой в весьма существенной) мере зависит его материальное положение (особенно — сельских пенсионеров). Поэтому в дополнение к Конституции РФ в иных нормативных актах указываются способы реализации собственниками земельных долей своего права распоряжения этими долями. В соответствии с Указом Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» собственники земельных долей имеет право продать эту долю или сдать ее в аренду сельскохозяйственной коммерческой организации, крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (при предварительном выделении ее в натуре), а также подарить, передать по наследству, передать в собственность гражданам и юридическим лицам на условиях договора ренты. Реализация этих прав на практике выявила определенные проблемы, решение которых связано с совершенствованием системы мер защиты земельных прав.Из вышесказанного следует, что в целях обеспечения необходимого баланса интересов индивида, отдельных социальных групп и общества в целом в использовании и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, государство в правовых нормах в определенной мере регулирует поведение собственника земельного участка, что органически присуще самому праву собственности. Поскольку право есть понятие о мере, ограничении свободы, а право собственности есть только вид права, то, следовательно, в нем должен отразиться и действительно отражается характер ограниченности. Задача заключается лишь в поиске объективно необходимых параметров государственного регулирования отношений собственности с целью минимизации негативных социально-экономических последствий, которые на том или ином этапе развития общества могут иметь свое конкретное проявление. Характеризуя один из элементов правоотношений- субъектов, следует обратить внимание на то, что субъектами права на землю являются не только граждане и юридические лица, но и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства. При этом законодательством установлены определенные ограничения земельных прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях Российской Федерации.Поскольку перечень приграничных территорий до сих пор не определен, то им не могут быть предоставлены все земельные участки, включенные Законом РФ «О государственной границе» в пределы приграничной территории. В то же время земельные права лиц с двойным гражданством в законодательстве не определены, что порождает в теории и практике немало неясных и даже конфликтных ситуаций. Нормы Конституции Российской Федерации о праве иностранных граждан на землю нашли свое подтверждение и детализацию в Земельном кодексе Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.Закрепление такого ограничения полностью согласуется с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Следовательно, по общему правилу на всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность. Однако в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [7] до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Пока такой перечень Президентом Российской Федерации не установлен, не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» включает в пределы приграничной территории пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска [8]. Если права иностранных граждан и лиц без гражданства на земельные участки урегулированы законодателем, хотя и недостаточно подробно, то в отношении лиц с двойным гражданством, особенно в случаях, когда одно из них - российское, правовая регламентация отсутствует.На основании исследования принципов установления и защиты права собственности на землю в России, следует констатировать:1.Государство обеспечивает гражданам юридическим лицам равные условия защиты прав собственности на землю.2.Собственник земельного участка или землепользователь могут требовать устранения любого нарушения его прав на землю, если даже эти нарушения не связанны с лишением права владения земельным участком и компенсацией понесенных убытков.3.Защита права собственности граждан и юридических лиц на земельные участки осуществляются путем: а) признания прав; б) восстановления состояния земельного участка, который существовал до нарушения прав, и предупреждение действий, которые нарушают права или создают предпосылки нарушения прав; в) признания нарушения недействительным; г) признания недействительными решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления; д) компенсации понесенных убытков; е) применения иных, предусмотренных законом способов. Литература1.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СПС Консультант Плюс.2. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 1910. 3.Победоносцев К.П. Курс гражданского права. СПб., 1868. Т. 1, ч. I. 4.Мелихов А.И. Право частной собственности на земельный участок лиц, обладающих двойным или вторым гражданством// Право и политика. 2006. № 7. 5.Гражданское право. Т. 1 / Под ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004.6. СПС Консультант Плюс.7. СПС Консультант Плюс.8. ВСНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.Сведения об авторе:Гейт Наталья АлександровнаДоцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наташа, а я комментарий на профиле оставил!

Алекс, спасибо за оценку моих научных способностей). Загрузила еще несколько статей по экологическому праву, их у меня порядка 30, 3 монографии и т.д. А земельным правом я, в основном, занимаюсь на практике. А род Вашей деятельности?
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 4 недели спустя...
  • 1 месяц спустя...

Алекс, спасибо за оценку моих научных способностей). Загрузила еще несколько статей по экологическому праву, их у меня порядка 30, 3 монографии и т.д. А земельным правом я, в основном, занимаюсь на практике. А род Вашей деятельности?

Написал все в личку. Если в общих чертах - то бизнесмен, как сейчас говорить принято.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...