Перейти к публикации

Особенности организации управления и суда сибирских инородцев


Рекомендованные сообщения

Андреянова Надежда Николаевна,
аспирантка кафедры Теории и истории государства и права ГОУ ВПО МГПУ
e-mail: sky_dot@mail.ru


Особенности организации управления и суда сибирских инородцев
по законодательству Российской империи 20-х годов XIX века

В статье рассматривается порядок организации управления и суда сибирских инородцев. Автор проводит исследование на основе анализа положений основных законодательных актов 20-х годов XIX века, регулировавших порядок управления и судопроизводства сибирских инородцев, в частности: Учреждения об управлении Сибирских губерний, Устава об управлении инородцев и Устава о сибирских киргизах.
Ключевые слова: инородцы, сибирские инородцы, порядок управления инородцев, судопроизводство инородцев.

Основным законодательным актом 20-х годов XIX века, регулировавшим правовое положение восточных инородцев, являлся Устав об управлении инородцев, утвержденный Александром I в 1822 году. Его значимость и своеобразие состояло в стремлении государства максимально сохранить самобытный образ жизни и управления инородцев. Устав представлял собой комплексный нормативный правовой акт. Им регламентировались права инородцев, порядок создания и функционирования органов самоуправления, их основные обязанности, а также процесс судопроизводства. По мнению Л. М. Дамешек, Устав об управлении инородцев давал возможность понять правительственный взгляд на коренное население Сибири, определить ту роль, которую отводило самодержавие народам края в социально-экономическом развитии восточных окраин империи [2: с. 396]. Наиболее подробно остановимся на особенностях управления и суда восточных инородцев.
С 1822 года основной категорией восточных инородцев, выделявшейся Уставом об управлении инородцев, являлись сибирские инородцы. Управление сибирскими инородцами осуществлялось, исходя из того, к какому разряду они относились (оседлые, кочевые или бродячие). Это разделение создавалось для осуществления удобного, с точки зрения государственной власти, управления. С одной стороны, оно способствовало сохранению традиционного устоя власти и управление коренных народов Сибири, а с другой - органы управления сибирских инородцев создавались и действовали на основе принципов, определявших сущность и пределы власти органов государственного управления. В связи с этим, решение о разделение сибирских инородцев на разряды приобретало для властей, пытавшихся санкционировать использование механизмов общественного устройства инородцев в интересах государственного управления, важное значение [4: c. 261-262]. По мнению Б. Ц. Жалсановой, основной целью этой разрядной системы являлся переход бродячих и кочевых инородцев в категорию оседлых. Таким образом, защищались фискальные интересы самодержавия, сопровождавшиеся возведением инородцев в более высокий оклад государственных крестьян. Наряду с этим фактом разрядная система преследовала и ассимиляторские цели [3: с. 47].
Управление оседлыми сибирскими инородцами осуществлялось на основании общих узаконений с русскими. По мнению М.Б. Булгакова, В.Я. Гросул и Э.Г. Истоминой – авторов коллективной монографии, посвященного опыту управления окраинами Российской империи, у оседлых инородцев начисто уничтожались традиционные институты [6: с. 106]. Однако с их мнением нельзя согласиться, так как некоторые оседлые инородцы (торговые инородцы и оседлые инородцы-земледельцы), в соответствии с Уставом об управлении инородцев могли иметь собственное управление. Управление торговых инородцев осуществлялось Ратушей, судебной властью обладали Словесные суды [8: с. 399]. Ратуша состояла из городового судьи и 2 заседателей. На случай их отсутствия были предусмотрены 3 кандидата заместителя [8: с. 399; 9: с. 358]. К ведению Российского городового управления относились торговые инородцы, принадлежавшие к обществам, где не была учреждена Ратуша. В многолюдных городах управление состояло из полиции, хозяйственного управления и суда. Городскую полицию составляли городничий и Городская управа. Городская управа состояла из городничего и частных приставов (общая управа) или частного пристава и надзирателей кварталов (частная управа). Хозяйственное управление вверялось думе. Она состояла из головы и 2 - 4 гласных. На случай их отсутствия по делам, связанным с осуществлением торговли, избирались по одному кандидату на каждое звание. Городовой суд (магистрат) состоял из городового судьи и двух заседателей, а также положенного числа кандидатов на время их отсутствия. В средних городах городскую полицию составляли городничий и Городская частная управа. Управа формировалась из городничего и квартальных надзирателей. В средних городах хозяйством и судов ведала Ратуша, состоявшая из Городового судьи, двух заседателей и трех кандидатов на случай их отсутствия. В малолюдных городах городской полицией ведал городничий, городским хозяйством – городовые старосты и Словесный суд, судебные дела рассматривал Окружной суд [9: с. 356-358]. Если число торговых инородцев, где не была учреждена Ратуша, превышало 20 человек, то они могли избирать своего старосту, права которого приравнивались к правам купеческих, мещанских или цеховых старост.
Оседлые инородцы-земледельцы, проживавшие особыми деревнями, избирали сельских старост. В случае достаточной численности населения в таких селениях, они объединялись в волость, управление которой приравнивалось к волостному управлению россиян. В случае отсутствия возможности создать отдельную волость, оседлые инородцы-земледельцы включались в состав ближайшей русской волости. Инородцы, жившие среди россиян, могли быть причислены к русским деревням [8: с. 399].
Наряду с Уставом об управлении инородцев управление оседлых инородцев регулировалось Учреждением об управлении Сибирских губерний. Учреждение «определило положения и создало нормативную базу для интеграции родоплеменного управления в государственную региональную систему управления России» [1: с. 34; 5: с. 231]. На основании положений Учреждения управление оседлых инородцев осуществлялось в соответствии с волостным (сельским) порядком управления в Сибирских губерниях. Данный порядок управления осуществлялся по волостям и селениям. В волостях управление осуществляло посредством Волостного правления, состоявшего из волостного главы, старосты и писаря. В селениях управление осуществляли старшины и десятники [9: с. 358].
Управление кочевых инородцев строилось на основе трехстепенной системы органов. К ним относились органы, формировавшие родовое управление, инородные управы и словесную расправу. Исключение составляли забайкальские буряты. Их управление строилось на основе четырехстепенной системы: родовое управление, инородные управы, степные думы, словесная расправа [8: с. 400].
Родовое управление кочевых инородцев создавалось в каждом стойбище или улусе. Для создания родового управления стойбище или улус должны были включать в себя не менее 15 семейств. Если численности семейств не превышала 15, тогда эти семейства причислялись к ближайшим стойбищам или улусам. Эта норма для организации родового управления, по мнению М.Б. Булгакова, В.Я. Гросул и Э.Г. Истоминой, была искусственной. Несмотря на то, что предписыва¬лось причислять стойбища к соседним управлениям при меньшем числе семей, в реальной жизни происходило произвольное дробле¬ние или объединение общин и образование новых административ¬ных единиц [6: с. 106]. Родовое управление состояло из старосты и одного или двух помощников из числа почетных и лучших родовичей. Староста избирался или наследовал это звание в соответствии с обычаями. Помощником назначали инородца, выбранного родовичами на определенное или неопределенное время. Родовое управление осуществлялось в устной форме. Сведения об улусах передавались местной полиции путем дачи показаний старостами. Родовое управление подчинялось инородной управе [9: с. 400].
Инородная управа кочевых инородцев формировалась из нескольких стойбищ или улусов. Она состояла из головы, двух выборных и письмоводителя. Головы получали данное звание по наследству или по выбору, на основании обычаев каждого племени. Выборные и письмоводители назначались по выбору родовичей на определенное или неопределенное время. При создании инородной управы из числа новых стойбищ головы назначались по выбору родовичей пожизненно или на конкретный срок. Наследственное преемство в данном случае было не допустимо. Инородные управы относились к ведению земской полиции [9: с. 400].
Степная дума могла быть сформирована «многими родами, соединенными в одну общую зависимость». Она состояла из главного родоначальника (тайши и тому подобные) и избранных заседателей (тайши, зайсанги, шуленги и прочие). Численность заседателей зависела от принятого обычая или признаваемой родовичами надобности. При Степной думе имелся письмоводитель. Головы, в местах, где учреждена Степная дума, могли также быть заседателями думы. Степная дума, в соответствии с Уставом, могла создаться только забайкальскими бурятами [9: с. 400].
Бродячие инородцы, или ловцы тоже имели родовое управление. Но оно состояло из одного старосты. Староста наделялся правами и обязанностями обеих степеней степного управления (родового управления и инородных управ). Письменных дел староста не производил. Все необходимые сведения о вверенном ему роде местная полиция получала из его устных показаний [9: с. 400].
Все инородные управы или родовое управление, где инородные управы не учреждены, непосредственно подчинялись земским судам, или отдельным заместителям. Посредством земских судов управления подчинялись всем присутственным местам и лицам, осуществляющим руководство земскими судами. Степные думы подчинялись окружным управлениям, где таких не было - общим присутствиям, и посредством их всем местам и лицам, осуществлявшим руководство означенными управлениями и присутствиями [9: с. 403].
Старосты, их помощники, головы, выборные, заседатели в думах и главные родоначальники никакого жалования не получали. Выполнение возложенных на них обязанностей составляло общественную службу. Письмоводители в местах, где были создано письменное производство, получали жалование. Раскладка жалованья письмоводителя для каждого места производилось родовичами «по точному определению со стороны губернского начальства» [9: с. 402].
Специальных органов судопроизводства у инородцев не было. Разбирательство исковых дел осуществлялось посредством словесной расправы, включавшей в себя три степени. Исковые дела рассматривались родовым управлением, инородной управой и земской полицией. Родовое управление рассматривало дела, возникавшие между инородцами. В этом случае родовому управлению принадлежали права Словесного суда, который осуществлял производство только по гражданским делам. Инородные управы рассматривали дела, возникавшие между людьми разных стойбищ, а также в качестве апелляционной инстанции дела, рассматривавшиеся родовым управлением. Земской полицией осуществлялось разбирательство по делам между людьми, подчиненным разным управам и в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся инородной управой. В тех племенах, где не была учреждена инородная управа, словесная расправа состояла из одного родового старосты. «По неудовольствиям на разбирательство земской полиции» инородцы имели право подать письменную жалобу в Окружной суд [9: с. 401].
Споры, возникавшие между инородцами, могли разрешаться также и без обращения к органам словесной расправы. В этом случае, стороны, при наличии обоюдного согласия обращались к так называемым особенным посредникам. Вынесенное посредником решение приводилось в исполнение и обжалованию не подлежало.
В Уставе об управлении инородцев прописывались полномочия органов управления инородцев. Родовое управление инородцев осуществляло надзор за порядком во вверенном ему роду или наслеге, сбор податей, учет инородцев и представление сведений о численности инородцев начальству, заботу о продовольствие. В случае недостатка продовольствия родовое управление могло обратиться к местной администрации за предоставлением необходимого пособия от Правительства. Обязанности инородной управы состояли в надзоре за родовыми управлениями и в местных распоряжениях. Надзор инородной управы заключался в наблюдении за исполнением законов, обычаев и обрядов, за действиями родового управления и продовольственными нуждами инородцев. Кроме того, на Управу возлагалась обязанность по рассмотрению жалоб на родовое управление и ведение учета инородцев и общего исчисления населения во вверенных родах. Местные распоряжения Управы состояли в точном исполнений предписаний начальства, организации принудительного сбора податей, сохранении благочиния и порядка, защите прав инородцев, а также в осуществлении розыска «по особенным случаям нужных». На Степную думу возлагались только хозяйственные обязанности. К ним относились раскладка сборов, осуществление внутренних расходов, за исключением содержания инородных управ, и предоставление полного отчета о произведенных расходах, надзор за продовольственными нуждами инородцев. Главная обязанность словесной расправы состояла в прекращении частных между инородцами несогласий и в примирении спорящих сторон на основании степных законов и обычаев. В суде словесной расправы рассматривались гражданско-правовые споры и маловажные уголовные дела [8: с. 404-407].
Следует отметить, что Устав об управлении инородцами санкционировал жесткую регламентацию действий инородной администрации. «Представление слишком широких прав органам управления аборигенов внушало тревогу правительству» [2: с. 40].
Среди сибирских инородцев выделялись сибирские киргизы. Они обитали во внешних округах Омской области. Основным законодательным актом, регулировавшим их управление, являлось Учреждение об управлении сибирских губерний, изданное 22 июля 1822 г. [7: с. 417]. Наряду с ним управление сибирских киргизов регулировалось Уставом о сибирских киргизах.
Для удобства управления, аулы сибирских киргизов объединялись в волости, волости соединялись в округа. Аулы управлялись старшинами, волости - султанами. В каждом округе учреждался Окружной приказ. Он состоял из старшего султана, двух российских заседателей и двух заседателей из почетных киргизов. Окружной приказ имел канцелярию, переводчиков. Он выполнял полицейские и судебные функции. Старшины управляли аулами на правах сельского старосты и подчинялись султану. Султан управлял волостью на праве волостного головы. При султане имелись помощники (сын или ближайшие родственники) и письмоводитель, владевший русским и татарским языками. Управление округом осуществлялось избранным старшим султаном. Старший султан являлся земским чиновником, которому по избранию его родовичами вверялось местное управление. Старшины, для управления аулами, избирались из самих киргизов на три года и утверждались в звании Окружным приказом. Звание султанов передавалось по наследству. В выборах старшего султана участвовали только султаны, заседатели от киргизов в Окружной приказ избирались биями и старшинами. Избранные утверждались в должности областными начальниками. Срок избрания для старшего султана составлял три года, для заседателя – два года. Судебные дела в аулах и волостях разбирались посредством биев, султанов Окружного приказа. Биями рассматривались исковые дела. Султанами были подведомственны дела по жалобам на нижестоящие органы управления (жалобы на старшин). Окружной приказ рассматривал уголовные дела, в данном случае ему принадлежали права Уездного суда [7: с. 419-428].
Рассмотренные законодательные акты, регулировавшие управление сибирскими инородцами Российской империи в 20-х годах XIX века, свидетельствую о том, что сибирские инородцы обладали собственным порядком управления, сохранявшим их традиционные устои. Административный механизм управления инородцев формировался, исходя из принадлежности к соответствующей категории. В законодательстве выделялись три категории: оседлые, кочевые и бродячие инородцы. Управление оседлых инородцев соответствовало порядку управления подданных Российской империи. Кочевые инородцы имели свое родовое управление, состоявшее из трехстепенной системы органов управления. Бродячие инородцы по образу их жизни не имели никакого внутреннего управления, кроме как родового или семейного. Основной административно-территориальной единицей являлся улус, стойбище. Органы управления наделялись распорядительными, полицейскими, хозяйственными или судебными полномочиями.

Литература

1. Возрожденный Е. Г. Интеграция коренных народов Сибирского Севера в политико-правовую систему России в 1800-1850 – е гг. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2006. - №13. С.32-37.
2. Дамешек Л. М. Внутренняя политика царизма и народа Сибири в XIX – начале XX вв. / Л. М. Дамешек - Иркутск, Издательство Иркутского университета, 1986. – 168 с.
3. Жалсанова Б. Ц. Инородные управы как органы местного самоуправления у бурят в XIX – начале XX вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Улан-Удэ. 2009. - 257 с.
4. Иванов В. Н. Управление народами Сибири: исторический опыт (XVII – начало XX вв.) //Управление Россией. Опыт. Традиции. Новации. XVI – XX в. - М., Наука, 2007. 382 с.
5. Кодан С. В. Юридическая политика Российского государства 1800 – 1850-е гг. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Екатеринбург. 2004. - 475 с.
6. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. // Ответственные ре¬дакторы [С.Г. Агаджанов], В.В. Трепавлов. — М.: Славян¬ский диалог, 1998. - 416 с.
7. Устав о сибирских киргизах. 22 июля 1822 г. (№29.127) // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Собрание I. - Том XXXVIII. - СПб.: Типография II Отделения Собственной его императорского величества канцелярии, 1830. - 1354 с.
8. Устав об управлении инородцев. 22 июля 1822 г. (№29.126) // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Собрание I. - Том XXXVIII. - СПб.: Типография II Отделения Собственной его императорского величества канцелярии, 1830. - 1354 с.
9. Учреждение об управлении Сибирских губерний. 22 июля 1822 г. (№29.125) // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Собрание I. - Том XXXVIII. - СПб.: Типография II Отделения Собственной его императорского величества канцелярии, 1830. - 1354 с.

Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. №1(7), 2011
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за статью, я присоединяюсь к поздравлениям Людмилы.Мне просто Сибирь очень интересна, как часть нашей страны. Коллеги-иностранцы много вопросов задают, так что получил информацию.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...