Перейти к публикации

Центробанк просят продлить антикризисные меры


Рекомендованные сообщения

По мнению экспертов, сроки, установленные в рамках антикризисного пакета, изначально казались излишне оптимистичными

Банкиры обратились в Центробанк с просьбой продлить до 1 апреля 2016 года пакет антикризисных мер, которые регулятор ввел 17 декабря 2014 года — после повышения ключевой ставки на 6,5 п.п., до 17% годовых. Об этом говорится в письме председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина, адресованном главе ЦБ Эльвире Набиуллиной. Банки обещают кредитовать реальный сектор экономики на фоне нестабильности курса рубля и ухудшения платежеспособности заемщиков.

 

Антикризисный пакет включает семь мер, направленных на поддержку российской банковской системы (vk.cc/3hBFoU): увеличение максимальной процентной ставки по вкладам (может превышать среднее значение по вкладам 10 крупнейших банков на 3,5 процентного пункта, а не на 2); мораторий на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг; временное право использовать при расчете своих нормативов валюте курс, рассчитанный за предыдущий квартал; дополнительные аукционы в рамках валютного РЕПО; возможность не ухудшать оценку качества долга по ссудам, реструктурированным в случае изменения курса валюты или в результате введения санкций; меры по докапитализации банков (через ОФЗ) и др.

 

По словам близкого к ЦБ источника, в настоящее время Банк России не собирается пролонгировать антикризисный пакет и послабления для сектора будут отменены с января. Президент Владимир Путин 17 декабря действительно заявлял на пресс-конференции, что пик кризиса пройден. В пресс-службе регулятора пояснили, что предложение НСФР будет рассмотрено.

 

В письме НСФР указывает, что изначально антикризисный пакет ЦБ должен был действовать до 1 октября 2015 года. Однако в сентябре регулятор объявил о намерении продлить антикризисные меры для банков, включая льготный курс доллара при расчете нормативов, до 1 января 2016 года. Такое решение огласила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на совещании с президентом и правительством. «Мы ориентируемся на среднее значение между 1 сентября и 1 января 2015 года», — пояснил тогда решение о пролонгации антикризисного пакета зампред ЦБ Михаил Сухов. Он отметил, что новый льготный курс будет в диапазоне от 50 рублей до 60 рублей за доллар. Обращаясь к ЦБ за новой пролонгацией, НСФР указывает, что девальвация рубля продолжается: на 16 декабря 2015 года доллар стоил 70,83 рубля, евро — 78,23 рубля; на 23 декабря — 71,12 рубля за доллар, 77,61 рубля за евро.

 

«Применение растущих курсов инвалют к рублю может привести у ряда крупных банков к нарушению нормативов достаточности капитала, а также нормативов, ограничивающих величину кредитного риска, — пишет Емелин. — Полный отказ от валютного кредитования, ужесточение требований к заемщикам, снижение максимальных сумм выдаваемых кредитов приводит к нарушению банковских нормативов за счет сохранения значительных объемов требований в валюте на балансах банков. Растет просрочка по кредитам гражданам — за 11 месяцев на 2,9%, до 10,8% от общего числа выданных ссуд, или 1,1 трлн рублей».

 

Зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев считает, что продлевать нужно те меры, которые действительно жизненно важны для банков.

 

— Однозначно нужно продлевать меры, связанные с оценкой заемщика, пострадавшего от введения западных санкций. Санкции пока действуют, значит, и этот пункт нужно оставить, — говорит Савельев. — Мораторий на отрицательную переоценку по портфелям, связанную со скачками курса, тоже, видимо, стоит пока оставить.

 

Зампред комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Виктор Климов также полагает, что перед принятием решения о пролонгации антикризисных мер нужно проанализировать, как банки их использовали в 2015 году. Например, банки, вступившие в программу докапитализации на 1 трлн рублей (27 федеральных и 10 региональных банков), взяли на себя обязательство увеличивать портфель кредитов, выданных предприятиям приоритетных отраслей экономики РФ, не менее чем на 1% ежемесячно.

 

— Речь идет о больших суммах, а в нынешних условиях экономических это очень «трудные» деньги, и важно понимать, действительно ли они дошли до реального сектора, а не остались на рынке ради спекуляций, — указывает Климов.

 

Еще более дифференцированный — индивидуальный — подход предлагает 
президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Он предлагает ЦБ применять к банкам индивидуальный подход при рассмотрении вопроса о снятии послаблений — в зависимости от тяжести его финансового состояния и целесообразности поддержки поддерживает инициативу по продлению пакета антикризисных мер.

 

Как отмечает управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев, сроки, установленные в рамках антикризисного пакета, изначально казались излишне оптимистичными — вряд ли всерьез можно было рассчитывать, что уже к концу года начнется устойчивый экономический рост, фондовый рынок восстановится, а макроэкономический фон станет благоприятным и необходимость в послаблениях отпадет.

 

— Собственно, всего этого и не случилось, — отмечает Самиев. — Напротив, снова растет давление на рубль, ухудшаются прогнозы по уровню роста ВВП (прогноз динамики ВВП пока в районе минус 3,7–3,8%), а качество активов, особенно корпоративных кредитов, быстро ухудшается (что гораздо опаснее, чем рост просрочки в рознице). Вполне вероятно сохранение пакета мер как минимум до середины следующего года, в противном случае давление на нормативы банков будет очень сильным, критично — для крупных банков. Особенно надо отметить, что уже сейчас уровень достаточности капитала в среднем находится на рекордно низком за всю историю уровне (12% при допустимых 10%), а уровень рентабельности остается драматически низким (не выше 4%). Достаточность капитала на 1 января будет в диапазоне 11–11,5%, причем еще в пассивах банков будет снова расти доля средств ЦБ (она падала весь год и сейчас чуть более 6%).

 

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что пролонгация антикризисных мер до конца I квартала необходимая, но в условиях развивающегося кризиса недостаточная мера. Ожидать того, что кризис достигнет дна в I квартале 2016 года, вряд ли разумно. Было бы разумно пролонгировать по крайней мере на год.

 

— Без этой пролонгации банковский сектор станет убыточным, убытки приведут к массовым нарушениям нормативов достаточности капитала у многих банков. Могут зашататься даже системно значимые банки, — считает Осадчий.


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/600114#ixzz3v8MDDSpQ

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...