Ludmila Emelina 251 Опубликовано: 23 июня 2015 Рассказать Опубликовано: 23 июня 2015 Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ 5 Сто лет в бюджет Минфин представил правительству курс на социальную сдержанность 23.06.2015 На совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева Минфин представил свое видение бюджета на 2016-2018 годы. Помимо уже анонсированного отказа от индексации пенсий по уровню текущей инфляции в 2015 году, речь идет о десятках новых инициатив по сокращению соцрасходов, которые с 2006 года росли много быстрее доходов страны. Выслуга лет для военной пенсии, по мнению Минфина, должна составлять 30 лет вместо 20, число госслужащих предлагается сократить еще на 10%, с неработающих брать платежи за страховку ОМС, стоит уменьшить численность ЗАТО и прекратить поддерживать наукограды. Стоит также отказаться и от празднования памятных дат, некратных ста годам. Решение об умеренности в отношении к бедным, военным, пенсионерам и юбилярам Белый дом должен принять до 25 июня. Подготовленные Минфином "Основные направления бюджетной политики и основные характеристики федерального бюджета на 2016-2018 годы" правительство намерено обсудить на этой неделе, 25 июня. Готовясь к этому "сражению за бюджет", Минфин вчера презентовал свои наработки на совещании у Дмитрия Медведева. "Это было первое совещание, поэтому говорить об одобрении рано — пока просто слушаются предложения",— сообщили "Ъ" итог заседания в правительстве РФ. Почему регионы сокращают социальные расходы Экономия на инвестициях, бюджетный дефицит, долги. Теперь, когда два десятка регионов оказались на грани дефолта, а один эту грань открыто перешагнул, они стали экономить на том, что поначалу планировалось улучшить: на образовании и социальной политике. В главном подход к бюджету-2016 в сравнении с предыдущей версией (см. "Ъ" за 19 июня) не изменился. Минфин намерен добиться дефицита казны в 2016 году на приемлемом уровне в 2,4% за счет траты 1 трлн руб. Резервного фонда и "протяжки" (на сленге ведомства) десятипроцентного сокращения расходов 2015 года и на 2016 год. При этом, по имеющейся у "Ъ" презентации, подготовленной замглавы Минфина Татьяной Нестеренко ко вчерашнему совещанию у премьер-министра, ведомство нашло новое, несколько необычное обоснование необходимости "резать" расходы — прежде всего, социальные. Минфин отмечает, что цены на нефть испытали "структурное снижение" и вернулись к состоянию 2006 года. Этот год (причины выбора именно 2006 года неизвестны) ведомство призывает взять за основу, пересчитав к нему все показатели в реальном выражении. У Минфина получается, что реальные зарплаты за минувшие девять лет выросли на 46%, а производительность труда — лишь на 18%. Реальные доходы бюджета упали на 7% к 2006 году, а расходы при этом выросли на 70%. Минфин в своей презентации настаивает на том, что рост ВВП и увеличение социальных расходов — вещи малосовместимые, во всяком случае реальный рост соцрасходов во время падения ВВП нелогичен. Выводы Минфина — нужна жесткая оптимизация ассигнований и сокращение трат на "социалку". В поисках резервов ведомство, похоже, проверило все запасы. В перечне конкретных предложений ведомства к бюджету-2016 наряду с желанием пустить на расходы переходящие из года в год остатки средств на счетах получателей средств бюджета (как ранее заявлял глава Минфина Антон Силуанов, это 132 млрд руб. на 1 апреля) и намерением перевести все авансы на счета Федерального казначейства (ведомство ранее жаловалось, что авансы не идут в реальный сектор, а надолго остаются на расчетных счетах получателей) есть и такая мера, как "установление 100-летней кратности для празднования памятных дат" (практически каждое празднование такого рода сопровождается значимыми федеральными расходами). Как правительство пытается сэкономить на пенсионерах Отказ от индексации пенсий на уровне инфляции. Рост налоговой нагрузки на граждан. Повышение пенсионного возраста. Падение доходов вынуждает правительство пересматривать обязательства перед нынешними и будущими пенсионерами. Впрочем, большая часть предложений Минфина носит характер глобальный, а не локальный. Как и было ранее обещано, предложен запуск реформы пенсионного возраста — с 2016 года его предложено повысить до 65 лет пока только для федеральных чиновников. Для региональных и муниципальных чиновников центр этого сам сделать не может — поэтому Минфин готов лишь рекомендовать эту меру субъектам РФ. Также ведомство фактически выступает за увеличение пенсионного возраста для военных — минимальный срок для выхода на "военную" пенсию будет увеличен с 20 до 30 лет. Отметим, Минфин также предлагает сокращение индексации ряда пособий военным, а в смежных секторах — сокращение числа ЗАТО и прекращение обязательной федеральной поддержки наукоградов. Жесткую позицию Минфин занял по вопросу размера индексации страховых и социальных пенсий: несмотря на публичные возражения социального блока Белого дома, ведомство предлагает в 2016-2018 годах увеличивать эти выплаты по докризисным прогнозам инфляции — соответственно на 5,5%, 4,5% и 4% (по реальному прогнозу в 2016 году пенсии надо поднимать на 11,9%). На этом сокращении Минфин рассчитывает сэкономить за трехлетку 1,6 трлн руб., из них 329 млрд руб.— в 2016 году. Если индексацию не резать, следует из представленных ведомством расчетов, рост пенсий в реальном выражении будет и дальше опережать увеличение зарплат: первые по сравнению с 2012 годом выросли на 7%, вторые — сократились на 6%. В результате коэффициент замещения заработка пенсией в 2016 году достигнет 40% средней зарплаты против менее чем 36% в благополучном 2013 году, а это, судя по презентации Минфина, экономически абсурдно. Соцпособия 2016 года сократят из принципов адресности и нуждаемости Принципы адресности и нуждаемости должны использовать для определения расходов на социальную поддержку и индексацию зарплат бюджетников в 2016 году — по данным "Ъ", такие поручения даны Минтруду, Минздраву и Минфину. По данным мониторинга РАНХиГС, регионы, от которых также требуется переход к адресной соцполитике, уже начали внедрение этих принципов, но исключительно ради сокращения своих расходов, без перераспределения сэкономленного и без определения целей социальной поддержки. Отметим, что к соцпособиям Минфин предлагает отнестись несколько иначе: в 2016 году их предлагается доиндексировать до уровня инфляции 2015 года (так как в 2015 году их увеличили на 5%, в 2016 году доиндексация должна составить 6,9%) и лишь в 2017-2018 годах повышать на 4,5% и 4% соответственно. При этом для соцпособий должны быть разработаны критерии нуждаемости — ведомство предлагает усилить адресность мер соцподдержки. Также до 2019 года предлагается приостановить начисление дополнительных выплат пенсионерам, работавшим в сельском хозяйстве, а также уточнение границ чернобыльской зоны, что сократит объемы соцвыплат в регионах. Кроме того, ведомство выступает за новое, десятипроцентное сокращение числа госслужащих. По части сокращения расходов казны на медицину Минфин предлагает ввести соплатеж в ФФОМС для нигде официально не работающих россиян, не зарегистрированных при этом в госслужбах занятости. Идея соплатежа уже вызвала критику у оппонентов Минфина. "Такая мера не очень осуществима с технической точки зрения. Для того чтобы требовать от человека платеж в фонд, нужно сначала доказать, что у него есть незарегистрированные доходы, а это достаточно сложно",— сказал "Ъ" источник в соцблоке правительства. По его словам, вопрос о реформировании института досрочных пенсий, к которым в том числе относятся и военные пенсионеры, назрел давно, однако вряд ли его можно будет решить легко. Ожидаемо не поддержали Минфин в вопросе сокращения индексации пенсий в Пенсионном фонде. "Наши проектировки, представленные в правительство, были сформированы с учетом текущего макроэкономического прогноза и действующего законодательства, в соответствии с которым страховые пенсии должны ежегодно индексироваться на уровень реальной инфляции",— сообщили "Ъ" в ПФР. В презентации Минфина датой доведения финансовым ведомством до ответственных исполнителей госпрограмм предельных объемов финансирования на 2016-2018 годы (что, по сути, и является техническим стартом составления бюджета на следующие три года с точки зрения министерств) указано 10 июля. С учетом того, что заседание правительства по проектировкам намечено на 25 июня, на поиск компромиссов между разными блоками правительства — не более двух недель. Анастасия Мануйлова, Вадим Вислогузов Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.