Перейти к публикации

"Горькая луна", 1992


Dmitry Bondarenko

Рекомендованные сообщения

Eternity for me began one fall day in Paris..

 

В 1992 году Роман Полански снимает «Горькую луну», не снискавшую особой любви со стороны критиков и зрителей.

 

Найджел и Фиона вполне, как им кажется, счастливы в браке и на седьмую годовщину решили отправиться в Индию, предварительно побаловав себя круизом до Турции. В первый день плавания они встречают плачущую в туалете французскую девушку Мими и пытаются ее подбодрить, но безуспешно. Вечером того же дня, Найджел идет в бар выпить где снова встречает Мими и пытается неуклюже флиртовать с ней. Через некоторое время Найджел встречает Оскара – мужа Мими, прикованного к инвалидной коляске – и помогает докатить его до кабины, «в награду» он вынужден начать выслушивать рассказ про встречу Оскара и Мими.

Как было указано выше, «Горькая луна» не снискала лавров и было распространено мнение о том, что старый дурак Роман Полански уже окончательно впал в маразм и снял дурацкую эротику с претензией на интеллектуализм. А, по-моему, данный фильм является одним из лучших в творчестве Романа Поланского и одним из самых сильных фильмов на тему подмены любви суррогатными чувствами.

 

В рамках фильма автор рассказывает две истории. Первой является история Оскара – отпрыска из богатой семьи, получившим дедовское наследство и, в честь этого, возомнивший себя писателем и переехавший в Париж, в «город, где творили Хемингуэй, Миллер, Скотт Фитцджеральд». Тем не менее, писательская карьера у него не сложилась, и он просто начал прожигать деньги своего богатого дедушки. В один весенний день он повстречал Мими и у них завязался страстный роман. О причинах неудачи его писательской карьеры можно судить хотя бы по шаблонности фраз, вынесенных в эпиграф рецензии.

 

Герой второй истории – Найджел – является полным антиподом Оскара. Биржевой брокер, примерный семьянин, делающий все как надо, в его образе Полански собрали все шаблоны представителя среднего класса. Он с деланным отвращением выслушивает все рассказы Оскара про его сексуальные эскапады с Мими, сносит их розыгрыши, но, тем не менее, продолжает возвращаться, холя и лелея надежду получить благословение Оскара на коротенькую интрижку с его женой.

 

В отношениях обоих героев уже давно отсутствуют всяческие намеки на любовь. Полански лукавит, начав историю отношений между Оскаром и Мими как шаблонную историю любви («любовь с первого взгляда-поиски возлюбленной-случайная встреча в ресторане-первое свидание-…»). Однако, любая видимая шаблонность у Полански обманчива, и через некоторое время становится понятно, что Оскаром движет только страсть, которая постепенно угасает и ему приходится поддерживать ее огонь садомазохистскими играми, но рано или поздно это тоже перестает помогать. Отношения Фионы и Найджела строятся исключительно на догматах общественных правил приличия. Найджел не менее жалок в своем стремлении втихаря урвать кусочек от запретного плода, чем Оскар со своими псевдописательскими замашками.

 

Единственным персонажем в «Горькой луне» способным испытывать любовь является Мими. Она любит Оскара искреннее и бескорыстно, что вызывает непонимание у героя. Она готова на что угодно, лишь бы быть с любимым, даже сносить унижения от него, становящиеся все изощреннее и изощреннее. Потом она отомстит ему, парализовав его и став его сиделкой и тюремщиком, но не переставая его любить. Можно даже углядеть в истории Мими злую пародию на классическую историю любви прекрасной простушки к аристократу.

 

Полански умно поступает, занимая наблюдательную позицию в данной истории и не пытаясь вызвать симпатию к персонажам «Горькой луны». Он столкнул два противоположных поведенческих шаблона – безудержную страсть, за ошибку принимаемую за любовь и общественное приличие, заставляющее людей быть вместе после угасания любви. По сути, Полански указал людям на их пороки и может из-за этого фильм не стал популярным.

 

«Горькая луна» не получилась бы без потрясающей игры актеров, прежде всего Эммануэль Сенье и Питера Койота.

 

До этого фильма я имел весьма посредственное мнение об актерском даровании Эммануэль Сенье, но в «Горькой луне» она превзошла все мои ожидания. Сенье полностью растворяется в своем персонаже, прекрасно показывая сначала слепую и безумную любовь к Оскару, а позже жуткий коктейль из ненависти и любви к своему мучителю. Сцена, где Мими валяясь в ногах Оскара, умоляет его принять ее обратно, необходимо вносить во все справочники по актерскому мастерству.

 

Питер Койот правдоподобно изобразил на экране неудачника, прикрывающегося цинизмом и черным юмором, с прокуренными зубами, отпускающим скабрёзные шуточки и получающего удовольствие путем эпатажа «добропорядочного» Найджела. Хью Грант и Кристин Скотт Томас также хорошо сыграли, но их персонажи второстепенны.

 

Подводя итог, хочется сказать, что получился фильм, который никого не оставит равнодушным.

 

10 из 10 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...