Ярошенко Анна 93 Опубликовано: 18 декабря 2013 Рассказать Опубликовано: 18 декабря 2013 (изменено) Банки РФ подготовились к выполнению с 1 января новых законодательных требований по возмещению клиентам несанкционированно списанных с карт денежных средств. В результате в новогодние каникулы клиенты банков, не предоставившие контактные данные, могут остаться с заблокированными картами, причем на совершенно законных основаниях, выяснил «Прайм». С 1 января 2014 года вступает в силу статья 9 закона о национальной платежной системе (НПС), которая устанавливает, что банк обязан информировать клиента о каждой транзакции по карте путем направления уведомления. При этом способ информирования может быть разным и зависит от условий договора. Если в течение одного дня после получения уведомления гражданин заявит в банк, что операция по карте была совершена без его согласия, либо карта утеряна, то банк обязан незамедлительно возместить ему списанную сумму. Если же такого сообщения от клиента не поступит в течение одного дня, банк освобождается от обязанности возмещать деньги. В Банке России агентству «Прайм» сообщили, что в настоящее время практически все кредитные организации, использующие электронные средства платежа, готовы к выполнению новых требований, а несколько кредитных организаций должны завершить подготовку до конца года. По словам директора департамента карточных и дистанционных технологий Росбанка Андрея Грачева, с технической точки зрения все банки, в том числе и Росбанк, готовы, так как никаких принципиально новых технических способов уведомлений клиентов за последний год не появилось. Практически все они уже реализованы банками в системах дистанционного банковского обслуживания (ДБО), считает эксперт. Как будут информировать В «ВТБ 24» отмечают, что процедура информирования клиентов во вступающем в действие законе недостаточно проработана. «Тем не менее, мы сделаем все возможное, чтобы выполнить новые требования. SMS — не единственный способ уведомления клиентов о совершенных ими операциях, также есть e-mail, выписка в мобильном и интернет-банке, выписка в банкомате», — сообщили в банке. Росбанк предложит своим клиентам спектр решений, в числе которых SMS-информирование и интернет-системы ДБО, говорит Грачев. Вместе с тем, по его словам, не все способы могут быть применены ко всем категориям клиентов. «Не всякий бухгалтер компании будет в восторге от SMS-сообщений с транзакциями по корпоративным картам сотрудников, приходящими даже на служебный телефон», — пояснил он. Грачев также отмечает, что ни SMS, ни электронная почта не являются средствами с гарантированной доставкой. «Думаю, что это скоро подтвердится и судебной практикой — при отсутствии электронной цифровой подписи и уведомлений о доставке доказать, что клиент получил сообщение, сложно», — прогнозирует он. «Для нас важно, чтобы клиенты банка могли свободно пользоваться банковскими продуктами. Вместе с тем мы не можем не выполнить требования закона, поэтому, если у нас не будет номера мобильного телефона клиента на момент вступления в силу статьи 9 ФЗ “О НПС”, вполне допускаю, что мы будем использовать альтернативные каналы уведомления клиента, например, письма по электронной почте или что-то еще», — отмечает начальник отдела развития альтернативных каналов продаж Райффайзенбанка Наталия Масарская. Актуальны ли данные о клиентах? Ряд банков, например, Национальный резервный банк (НРБ), Ситибанк на своих сайтах разместили объявления для клиентов, в которых попросили граждан актуализировать контактную информацию. По мнению Грачева, для банков, реализующих политику «знай своего клиента», актуализация контактной базы клиентов — не проблема. Райффайзенбанк заверяет, что всегда работает c актуальными контактными данными своих клиентов. «Мы обновляли номера мобильных телефонов не только в последние месяцы, но и в прошлом году, и ранее», — сообщила Масарская. При этом она уверена, что клиент не меньше банка должен быть заинтересован в том, чтобы у финансового института, в котором он обслуживается, был актуальный номер его мобильного телефона. «Информацию о клиенте мы актуализируем каждый раз, когда он обращается в банк. Это касается и номера телефона», — сообщили в «ВТБ 24». Тем не менее, в любом банке есть «спящие» клиенты, не совершающие операций в течение многих лет. Обновить (или подтвердить) контактные данные таких клиентов иногда действительно и сложно, и затратно, отмечает Грачев. Будут ли блокировать карты? Разные банки намерены использовать разные подходы в работе со «спящими» клиентами. «Основания для блокирования банковской карты определяются договором между банком и клиентом. Если в порядок использования карты включена обязанность клиента предоставлять банку актуальную информацию о номере своего мобильного телефона, то в случае неисполнения этой обязанности банк вправе в соответствии с договором блокировать карту», — прокомментировали ситуацию с возможной блокировкой карт в ЦБ. НРБ предупреждает на сайте, что имеет такое право в случае непредоставления необходимой информации. Ситибанк отмечает, что в случае отсутствия у банка актуального номера мобильного телефона он имеет право приостановить доступ к функциям банковской карты. Ограничения не распространяются на банковские операции, осуществляемые в отделениях Ситибанка, и не подразумевают блокировки средств на счетах, закрытия счетов, ограничения входящих платежей. Масарская также не исключает временной блокировки Райффайзенбанком карт клиентов, не предоставивших банку актуальных контактных данных. «Но это крайний случай, и пока говорить о нем преждевременно», — подчеркивает она. Банк «ВТБ 24» не планирует применять какие-либо санкции к скрытным клиентам. Очень лоялен к своим клиентам и Росбанк. «Мы не считаем, что блокировка карт — действительно хороший способ обновить информацию о клиентах. На новогодних праздниках многие клиенты будут на отдыхе, и лишить их доступа к собственным средствам только потому, что у клиента не нашлось времени актуализировать контактную информацию в банке, будет неправильно», — говорит Грачев. Вместе с тем, по его словам, Росбанк обязательно будет отслеживать отправку и, по возможности, доставку уведомлений, чтобы планомерно получить от клиентов максимум информации. http://news.mail.ru/economics/16170197/?frommail=1 Изменено 18 декабря 2013 пользователем Ярошенко Анна Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Misha_123 156 Опубликовано: 22 декабря 2013 Рассказать Опубликовано: 22 декабря 2013 Очень хотелось бы, что бы кто-то из профессионалов НПС из участников нашего форума квалифицированно прокомментировал бы эту новость. Скорее всего, возможно ждатб официального заявления на эту тему действующего руководства НПС: Алексея Саватюгина или Тимура Аитова... Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ludmila Emelina 251 Опубликовано: 22 декабря 2013 Рассказать Опубликовано: 22 декабря 2013 У нас авторизованы на сайте все представители НПС, кроме Плескачевского и Саватюгина, действительно, было бы интересно)) Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Olga_1 36 Опубликовано: 23 декабря 2013 Рассказать Опубликовано: 23 декабря 2013 Пока мы ждём авторитетных мнений представителей НПС хотелось бы добавить комментарий от себя.Мне представляется, что ни один здравомыслящий Банк не пойдет в целях получения актуальной информации от клиента на такую крайнюю меру, как блокировка карты, тем более накануне новогодних каникул, даже не смотря на вступление в действие требований 163 ФЗ. Другое дело, что блокировка карты возможна по причине возникновения подозрений в совершении несанкционированных, мошеннических операций, компрометации данных карты. Риск возникновений таких "подозрений" увеличивается в случае отъезда держателя карты заграницу, а также при оплате покупок, услуг через интернент. В случае наличия таких оснований банк делает попытки связаться с клиентом и уточнить авторство проводимых операций. Однако, в случае отсутствия актуальных данных клиента, (главным образом мобильного телефона), или, если клиент предпочел пользоваться в поездке сим-картой с другим номером, связь с клиентом, а тем более оперативная, становится невозможной ( надо помнить, что на проведение платежных операций требуется совсем немного времени, а потому и подтверждение их правомерности должно происходить в считанные минуты!) В таком случае при невозможности связаться с клиентом, действительно, карта блокируется и надо понимать, что происходит это в целях сохранности средств клиента! Отсюда совет - во избежание недоразумений и неприятностей, связанных с блокировкой карты, всегда информируйте свой банк о своих актуальных контактных данных. А также при отъезде за рубеж, и намерении пользоваться картой там, не поленитесь позвонить в службу поддержки и предупредить о предстоящей поездке. 3 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.