Перейти к публикации

Общая характеристика антикризисных реформ Банка Англии


Рекомендованные сообщения

Финансовый кризис продемонстрировал необходимость нового подхода к финансовому регулированию. Основные реформы уже в стадии реализации и нацелены на создание в Великобритании системы регулирования, которая будет более сфокусирована на вопросах обеспечения финансовой стабильности.

 

Опыт кризиса показал несостоятельность существовавшей ранее системы финансового регулирования, поэтому был принят ряд законов.

Необходимо начать рассмотрение с Закона о банковской деятельности 2009 года (Banking Act 2009).

 

Данный закон ввел законодательное регулирование надзора Банка Англии за системами межбанковских расчетов, которое ранее было закреплено в меморандуме о взаимопонимании между Банком Англии, Казначейством и FSA.

 

Банк Англии осуществляет надзор не за всеми системами межбанковского расчета, а только за теми, которые признаны значительными Казначейством. В определении значимости Казначейство использует два критерия[1]:

·   Потенциал опасности для стабильности и нормального функционирования финансовой системы Великобритании.

·   Потенциал опасности для предпринимательской или иной деятельности в Великобритании, в случае если в системе случится сбой.

 

И если система межбанковских расчетов попадает под эти два критерия, Казначейство издает приказ о признании системы значительной (Recognition order) и Банк Англии начинает осуществлять за ней надзор.

 

Банк Англии издает принципы деятельности, обязательные для исполнения системой межбанковских расчетов, и в качестве основы берутся рамочные основные принципы для системно важных платежных систем (Core Principles for Systemically Important Payment Systems), составленные Банком международных расчетов в январе 2001 года:

·   Четкая правовая основа деятельности.

·   Наличие четко определенных правил по управлению кредитными и ликвидными рисками.

·   Структура управления системой межбанковских расчетов должна быть эффективной, подотчетной и прозрачной[2].

И так далее (их всего 14).

 

Банк Англии, в соответствии с законом о банковской деятельности 2009 года, имеет право накладывать санкции, в случае неисполнения вышеупомянутыми системами принципов. Санкций всего три – принудительное временное приостановление деятельности, отстранение члена органа управления от должности и официальное предупреждение[3].

 

Также Банк Англии может издавать Кодексы осуществления деятельности для операторов систем межбанковских расчетов (общие и для конкретных систем), которые имеют юридическую силу и обязательны для исполнения, а их неисполнение влекут вышеуказанные санкции.

 

Другие реформы лучше рассмотреть в контексте Financial Services Act 2012.

 

Вместе с Законом о банковской деятельности 2009 года, Правительство провело ряд реформ, вступивших в силу с 1 апреля 2013 года. Ключевым нормативным актом является Закон о финансовых услугах (Financial Services Act 2012).

 

Этот акт упразднил ранее существовавшее Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Financial Services Authority), и вместо него было создано несколько новых органов[4].

 

В структуре Банка Англии было создано Управление пруденциального регулирования (The Prudential Regulation Authority (PRA), сфокусированной на вопросах пруденциального надзора (деятельность цетрального банка по установлению определенных разрешительных требований, финансовых нормативов, требований к представлению отчетности, которые должны соблюдаться кредитными организациями). Этот орган осуществляет надзор за депозитными банками, страховыми фирмами и инвестиционными банками.

 

PRA осуществляет лицензирование деятельности поднадзорных этому органу юридических лиц. Чтобы получить лицензию юридическое лицо должно соответствовать ряду требований – иметь уставный капитал равный или превышающий определенный уровень, иметь органы управления, состоящие из людей, имеющих определенный опыт работы в финансовой сфере. И RPA осуществляет надзор примерно за 23 тысячами юридических лиц, которые раньше находились в сфере регулирования FCA.

 

Как часть Банка Англии, PRA будет подотчетен Совету Директоров Банка Англии по административным вопросам, таким как внутренний бюджет, достижение поставленных целей, вопросы трудоустройства и увольнения. Но PRA будет иметь свой собственный коллегиальный орган управления, несущий ответственность за решения, касающиеся осуществления предусмотренной законом деятельности. В данном коллегиальном органе управления (PRA Board) состоят - Председатель Банка Англии, Главный Исполнительный Директор PRA и три неисполнительных директора, назначаемые Казначейством. PRA подотчетен Парламенту и члены PRA Board должны регулярно отчитываться о своей деятельности членам Комитета по делам Казначейства.

 

Казначейство также имеет полномочия по надзору за деятельностью PRA, например, проводить аудит деятельности. Также PRA обязано, в случае провала его действий по надзору, предоставить отчет о причинах неудачных действий и предпринятых мер по устранению подобных ситуаций в будущем.

 

Закон о финансовых услугах 2012 года создал еще один орган, независимый от Банка Англии, который называется Управление по контролю за соблюдением правил (норм) поведения на финансовых рынках (The Financial Conduct Authority (FCA), и, он отвечает за соблюдение правовых норм в бизнесе и на рынках. Также этот орган осуществляет пруденциальный надзор за юридическими лицами, деятельность которых не контролируется RPA, такими как хедж-фонды, фирмами по оказанию консультационных услуг и т.п.

 

Также учреждается независимый Комитет по финансовой политике (Financial Policy Committee (FPC) в рамках Банка Англии.

 

У FPC два основных полномочия в пруденциальном надзоре – издавать рекомендации и директивы. FPC может издавать рекомендации в отношении любого государственного органа и банка. Эти рекомендации носят характер «выполняй или объясни причины невыполнения», и в случае невыполнения, орган или банк должен написать FPC о причинах невозможности осуществления данных рекомендаций.  FPC может давать директивы только по вопросам макропруденциального надзора.

 

 FPC состоит из 10 членов: Председателя Банка Англии, двух заместителей Председателя, главного исполнительного директора FPC и пятерых внешних членов, назначаемых Казначейством. Комитет обязан проводить встречи как минимум четыре раза в год, и обязан дважды в год публиковать Отчет о финансовой стабильности (Financial Stability Report). В данном отчете содержатся данные о достижении целей, поставленных Казначейством, состояние финансовых рынков на момент написания отчета и прогнозы об экономическом будущем Великобритании.

 

Банк Англии сохранит свои полномочия по обеспечению финансовой стабильности. А для обеспечения выполнения этот основной цели Банка, Комитет по финансовой политике, существовавший до этого ad hoc (временно), становится постоянно действующим органом с четким кругом полномочий. Этот комитет, в соответствии с законом, получил полномочия по надзору, выявлению и предотвращению рисков для финансовой системы Великобритании в целом. Также, Банку Англии дали постоянные полномочия по предотвращению банкротств банков, страховых агенств и иных юридических лиц на финансовом рынке (так называемый «режим особых действий» (Special Resolution Regime).

 

И были внесены изменения в антикризисном управлении. С введением нового закона в действие на Председателя Банка Англии будет возложена обязанность по информированию Канцлера Казначейства о назревающих рисках в экономике, которые могут сильно затронуть государственные средства. И Казначейство имеет полномочия по распределению финансовой помощи юридическим лицам, в частности, депозитным и инвестиционным банкам.

 

Полномочия по антикризисному управлению, введенные 61 статьей Закона о Финансовых услугах 2012 года, более подробно отражены в Меморандуме о взаимопонимании по антикризисному управлению, заключенному между Банком Англии и Казначейством Ее Величества (Memorandum of Understanding on financial crisis management).

 

И согласно этому меморандуму Банк Англии несет основную операционную ответственность за антикризисное управление. К полномочиям Банка относятся:

·   Надзор за платежными системами, клиринговыми палатами.

·   Информирование Казначейства о последствиях кризисных ситуаций для государственного бюджета.

·   Полномочия по осуществлению действий в «Режиме особых действий» (Special Resolution Regime).

 

В свою очередь, Казначейство имеет единоличные полномочия по распределению денежных средств на антикризисные программы[5]. Также, Казначейство осуществляет информирование Парламента и общественности об антикризисных мерах и осуществляет надзор за тем, чтобы эти меры соответствовали международным соглашениям.

 

Законом, также, были внесены изменения в структуру управления Банком Англии.

 

С 1 апреля 2013 года Председатель Банка Англии будет назначаться на один восьмилетний срок, в отличие от ранее существовавшего пятилетнего срока, с возможностью продления полномочий (но, Марк Карни был избран на должность Председателя 26 ноября 2012 года, и, поэтому срок его полномочий будет по «старой системе»), а заместители Председателя будут назначаться не более чем на два пятилетних срока.

 

Закон внес изменения и в комитеты Банка Англии. NedCo заменили на Комитет по надзору (Oversight Committee), состоящий из неисполнительных членов Совета Директоров. Этот комитет осуществляет надзор за деятельностью Банка Англии по осуществлению установленных ему целей (поддержка стабильности курса и покупательной способности национальной валюты и поддержка стабильности финансовой системы, как национальной, так и мировой). Также, у комитета есть полномочия по подготовке докладов, составленных при помощи специалистов, не связанных с Банком Англии, о деятельности Банка Англии по достижению целей. Члены Комитета по надзору имеют право посещать собрания MPC и FPC, но PRA не входит в сферу надзора Банка Англии.


[1] The Bank of England’s oversight of interbank payment systems under the Banking Act 2009, Bank of England, September 2009, p.4.

[2]The Bank of England’s oversight of interbank payment systems under the Banking Act 2009, Bank of England, September 2009, p.7.

[3] The Banking Act 2009, Sections 199-201.

[4] Murphy E.,Quarterly Bulletin 2013 Q1, Changes to the Bank of England

.

[5] Memorandum of Understanding on financial crisis management 

 

Изменено пользователем Dmitry Bondarenko
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дима, поздравляю с авторской статьей!

Коллеги, статья написана специально для нашего сайта. :clapping:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...