Раков Александр 62 Опубликовано: 6 сентября 2013 Рассказать Опубликовано: 6 сентября 2013 В ходе очередного заседания Комитета НП «НПС» по ПОД/ФТ и комплаенс рискам состоялось обсуждение свода замечаний и предложений, полученных от членов Комитета, касающихся вопросов применения Федерального закона от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Провел мероприятие Вице-президент, Председатель Комитета НП «НПС» по ПОД/ФТ и комплаенс рискам Александр Наумов.Итоговые материалы, подготовленные НП «НПС» с включенными в них замечаниями, полученными от членов Комитета в ходе заседания, в дополнение к обращению НП «НПС», отправленному в июле месяце в адрес Председателя Центрального Банка и Директора Росфинмониторинга будут направлены для включения в повестку заседания Консультативного совета при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которое пройдет 12 сентября 2013 года в Росфинмониторинге. Одним из ключевых вопросов станет обсуждение узких мест, возникающих в ходе реализации Федерального закона от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Национальный платежный совет на Консультативном совете будут представлять Президент НП «НПС» Андрей Емелин и Вице-президент НП «НПС», Председатель Комитета по ПОД/ФТ и комплаенс рискам Александр Наумов.Участники встречи предложили включить в повестку заседания Консультативного совета вопросы по разъяснению сроков разработки обновленных правил внутреннего контроля, порядка идентификации и фиксирования сведений по категории «бенефициарный владелец», по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Эти и другие спорные вопросы, рассмотренные на заседании Комитета, недостаточно полно прописаны в Федеральном законе № 134-ФЗ, что вызывает трудности с применением у кредитных организаций. Пояснения, которые должен выработать Консультативный совет лягут в основу проектов нормативных актов, позволяющих отрегулировать системы банков и иных финансовых организаций в целях надлежащего исполнения законодательства по противодействию незаконным финансовым операциям. 1 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Shvachko 258 Опубликовано: 9 сентября 2013 Рассказать Опубликовано: 9 сентября 2013 (изменено) На заседании рассматривались вопросы в части толкования отдельных норм Закона № 134-ФЗ по которым имеется очевидная необходимость получения разъяснений Росфинмониторинга.По мнению участников национальной платежной системы, наиболее острыми и значимыми являются следующие.1. НП «НПС» ранее обращало внимание Росфинмониторинга и Банка России, что отсутствие в Законе № 134-ФЗ переходного периода для дальнейшего надлежащего исполнения новых требований Закона № 115-ФЗ неизбежно приведет к ухудшению положения субъектов его исполнения, обусловленному проведением экстренного изменения внутренних процедур, и значительному увеличению затрат, связанных с проведением специальных мероприятий по адаптации используемых технических систем, а также создаст риск массового нарушения кредитными организациями законодательства о ПОД/ФТ.В некоторых регионах в кредитные организации уже поступают запросы от территориальных надзорных органов с требованием в оперативном порядке представить копии правил внутреннего контроля и других внутренних документов, которые должны быть приведены в строгое соответствие с положениями Закона № 134-ФЗ.По мнению участников рынка, единственным решением на период адаптации внутренних процедур и используемых технических систем для надлежащего исполнения новых требований законодательства могут быть разъяснения Росфинмониторинга и/или Банка России о порядке применения мер воздействия к кредитным организациям в связи с принятием Закона № 134-ФЗ, что позволит избежать указанных негативных последствий.Тем самым реализовались очевидные риски, на которые неоднократно указывали участники национальной платежной системы.В связи с этим НП "НПС" планирует запросить официальную позицию Росфинмониторинга по вопросу о возможности неквалификации действий кредитных организаций, не соответствующих требованиям, установленным Законом № 134-ФЗ, как нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ, до момента издания соответствующих подзаконных нормативных актов Банка России во исполнение Закона №134-ФЗ в связи с отсутствием в действиях кредитных организаций вины как обязательного элемента состава административно правонарушения для привлечения к административной ответственности (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).2. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев.В целях надлежащего исполнения требований по идентификации бенефициарных владельцев необходимы разъяснения, обязана ли кредитная организация в целях выявления бенефициарного владельца (лица, которое в конечном счете владеет клиентом - юридическим лицом) прослеживать всю цепочку учредителей/владельцев или достаточно представления клиентом заявления в свободной форме исключительно о бенефициарном владельце без раскрытия структуры владения?3. В соответствии с абзацем четырнадцатым статьи 3 Закона № 115-ФЗ под идентификацией рассматривается совокупность мероприятий по установлению определенных Законом № 115-ФЗ сведений, в том числе о бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.Принимая во внимание, что в подавляющем большинстве случаев бенефициарный владелец не являться клиентом кредитной организации, а у клиента отсутствует возможность получения каких-либо документов от такого лица, необходимы разъяснения:1) каким образом кредитным организациям следует осуществлять мероприятия по подтверждению достоверности представленных клиентом в банк сведений о своем бенефициарном владельце?2) какие документы кредитная организация обязана использовать для подтверждения сведений о бенефициарном владельце?3) является ли мотивированное суждение сотрудника кредитной организации надлежащим и достаточным для подтверждения достоверности сведений о бенефициарном владельце клиента?Также необходимы разъяснения, обязана ли кредитная организация выявлять бенефициарных владельцев только у лиц, принимаемых или принятых на обслуживание (т.е. клиентов кредитной организации), поскольку соответствующее требование не распространяется на иных лиц, вступающих или вступивших в экономические отношения с кредитной организацией (поставщики, субподрядчики, арендаторы, арендодатели и т.д.), при условии, что указанные экономические отношения не предусматривают оказания кредитной организацией контрагентам услуг, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»?4. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. Необходимы разъяснения, в каком порядке и в какие сроки кредитным организациям следует осуществлять идентификацию представителей и (или) выгодоприобретателей клиентов в случае, если такие лица выявлены кредитной организацией при обслуживании клиента.5. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлена обязанность кредитных организаций до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением установленных Законом № 115-ФЗ случаев.Согласно статье 3 Федерального закона, клиент - это физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.Исходя из определения понятия «клиент», представленному в статье 3 Закона № 115-ФЗ полагаем, что клиентами являются лица, которым кредитная организация оказывает услугу на разовой или постоянной основе при осуществлении банковских операций, исчерпывающий перечень которых указан в части 1 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» либо при осуществлении иных сделок, открытый перечень которых указан в части 2 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».НП "НПС" планирует направить запрос в Росфинмониторинг с просьбой подтвердить отсутствие обязанности кредитных организаций совершать какие-либо действия по идентификации своих контрагентов в случаях, если они не являются клиентами кредитной организации.6. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитная организация обязана применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.Механизм применения указанных мер в случаях проведения операций по переводу денежных средств без открытия банковского счета, валютных операций (с разными сроками валютирования) или операций с использованием электронных средств платежа (в т.ч. банковских карт), повлечет существенные проблемы в практической деятельности кредитных организаций, поскольку технология проведения таких операций предполагает определенную ее протяженность во времени и неясно какие действия должна совершить кредитная организация, если меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества были приняты после того, как оператор по переводу денежных средств принял денежные средства от плательщика, но еще не приступил к исполнению операции.Ранее кредитные организации осуществляли приостановление операций клиента, но в законодательстве отсутствовало требование о незамедлительном применении мер, что с учетом доведения соответствующих списков до кредитных организаций позволяло решить ряд технических проблем, связанных с приостановлением таких операций. В связи с принятием Закона № 134-ФЗ необходимо четко понимать в какой срок следует принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества по таким операциям (которые могут исполняться от нескольких минут до нескольких дней), чтобы не допустить нарушение установленного требования.В связи с этим НП "НПС" планирует запросить официальную позицию Росфинмониторинга по вопросу о допустимости рассматривать как надлежаще исполненное требование подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ о незамедлительном применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в случае, если кредитная организация применила указанные меры в течение 48 часов с момента размещения соответствующей информации в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа.7. НП «НПС» обеспокоено сохраняющимися в деятельности кредитных организаций проблемами, связанными с запросами инспекций Федеральной налоговой службы Российской Федерации по районам в городах (далее - ИФНС), в которых содержатся требования принять меры по расторжению договоров банковского счета с рядом клиентов кредитных организаций.С момента вступления в силу Закона № 134-ФЗ в кредитные организации стали поступать запросы ИФНС, которые содержат требования принять меры по расторжению договоров банковского счета с клиентами кредитных организаций, которые располагаются не по адресам, указанным в учредительных документах.В запросах ИФНС кредитные организации также уведомляются о том, что в случае если кредитные организации в установленный срок не сообщат о принятии мер по расторжению указанных договоров банковского счета, ИФНС будут вынуждены довести соответствующую информацию до территориальных учреждений Банка России в целях привлечения кредитных организаций к ответственности за нарушение Закона № 115-ФЗ.Аргументы кредитных организаций о возможности предоставить информацию о нахождении своих клиентов по фактическим адресам, в ИФНС не рассматриваются.Участники национальной платежной системы убеждены в необходимости принятия мер в целях создания условий для предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, в том числе, с использованием фирм-однодневок. Однако полагаем, что данные меры должны реализовываться исключительно на законном основании.В связи с этим НП "НПС" планирует запросить официальную позицию Росфинмониторинга о правомерности требований ИФНС принять меры по расторжению договоров банковского счета с клиентами кредитных организаций, отсутствующими по их юридическим адресам.По итогам заседания будет подготовлен и направлен в Росфинмониторинг соответствующий запрос НП "НПС". Изменено 9 сентября 2013 пользователем Shvachko Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ludmila Emelina 251 Опубликовано: 9 сентября 2013 Рассказать Опубликовано: 9 сентября 2013 Коля, спасибо за комментарий! Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.