Перейти к публикации

НПС просит Росфинмониторинг распространить на небанковские организации правила по идентификации выгодоприобретателей, установленные в положении Банка


Раков Александр

Рекомендованные сообщения

Раков Александр

Национальный платежный совет (НП «НПС») обратился в Федеральную службу по финансовому мониторингу с предложениями о внесении изменений в Приказ Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 года № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Под определение понятия «выгодоприобретатель», указанное в Приказе, подпадают, в том числе клиенты профессиональных участников рынка ценных бумаг. В результате организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 Закона № 115-ФЗ, за исключением кредитных организаций, обязаны идентифицировать всех клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, рассматривая их в качестве выгодоприобретателей. Необходимо учесть, что у большинства профессиональных участников рынка ценных бумаг количество находящихся на обслуживании клиентов может достигать несколько десятков тысяч, что влечет существенные практические сложности и необоснованные затраты на исполнение указанных норм.

Таким образом, нормативные требования по выявлению выгодоприобретателей, установленные в Приказе Росфинмониторинга №59 для профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющимися кредитными организациями, - более жесткие, по сравнению с нормативными требованиями Банка России, установленными для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющими банковскую деятельность.

Национальный платежный совет в своем обращении к Директору Федеральной службы по финансовому мониторингу Чиханчину Ю.А. (НПС-01/1-287 от 15.07.2013г.) просит рассмотреть возможность внесения изменений в Приказ Росфинмониторинга №59 , которые прямо предусматривают право организации не устанавливать и не идентифицировать выгодоприобретателя.

Ведомости, 17 июля 2013

Борьба с легализацией угрожает рынку

Автор: Маргарита Папченкова

Все больше проблем для финансистов создает борьба с отмыванием доходов. Уже под угрозой часть рынка внебиржевых сделок с ценными бумагами. Новое требование раскрывать бенефициаров клиентов лишь усложнит ситуацию

По действующему законодательству все банки и финансовые компании должны выяснять у своих клиентов и контрагентов, по чьему поручению они совершают сделки. Но если контрагент — другая финансовая организация, узнать выгодоприобретателей по операциям крайне сложно — их могут быть десятки тысяч, отмечает президент Национального платежного совета (НПС) Андрей Емелин, поэтому в 2004 г. ЦБ освободил банки от такой обязанности. Все остальные финансовые организации (за соблюдением ими антиотмывочного законодательства следит Росфинмониторинг) послаблений не получили.

Многие участники финансового рынка до сих пор работали вне закона — это сходило с рук, но недавно начались проверки, говорит Емелин. НПС уже обратился к руководителю Росфинмониторинга Юрию Чиханчину с просьбой сделать для финансовых компаний такое же исключение, как и для банков (копия письма есть у «Ведомостей»). НПС жалуется, что брокеры могут понести огромные необоснованные издержки. «Все операции между профессиональными участниками совершаются молниеносно, а на идентификацию выгодоприобретателей может уйти много времени», — объясняет Емелин. Представитель Росфинмониторинга отказался комментировать письмо.

У крупнейших российских брокеров — «ВТБ капитала», «Ренессанс капитала», «Атона», брокерского дома «Открытие» — нет банковских лицензий (хотя в группах могут быть банки). Официально компании отказываются комментировать проблему. На практике невозможно идентифицировать всех клиентов своих контрагентов, настаивает топ-менеджер крупнейшего российского брокера. Процесс идентификации займет очень много времени (надо собрать огромный объем документов), объясняет он. Брокеры сейчас не раскрывают друг другу клиентов, потому что между ними идет жесткая конкуренция и никто не хочет делиться такой информацией, поясняет руководитель другого крупнейшего российского брокера.

Проблемы будут только у тех, кто работает на внебиржевом рынке (нет посредника в виде биржи), замечает президент «Финама» Владислав Кочетков, но на нем совершают сделки многие крупные институциональные клиенты (см. таблицу): «Компании, обслуживающие их, заключают многомиллионные сделки друг с другом и не интересуются, в чью пользу сделка». Буквальное толкование этого приказа и закона абсурдно, разделяет претензии председатель НАУФОР Алексей Тимофеев. Его ассоциация собирается присоединиться к НПС и обратиться с такой же просьбой к Росфинмониторингу.

Проблема может коснуться и банков, считают юристы. В законе «О противодействии легализации и отмыванию доходов» нет исключений ни для каких организаций, указывает юрист «Хренов и партнеры» Дина Фаева: «Большой вопрос, почему оно сделано для банков». Она советует не обращаться в Росфинмониторинг, а править закон.

Эта лишняя работа не приносит никакой пользы, отмечает старший юрист «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Роман Маловицкий. Нет смысла собирать одну и ту же информацию от двух разных банков. «Если один из банков идентифицировал своих клиентов, зачем другому их перепроверять?» — недоумевает он. Это противоречит и международной практике: все лицензированные организации вправе полагаться друг на друга, добавляет топ-менеджер брокерской компании. Маловицкий считает, что регулятор просто допустил техническую ошибку — недостаточно проработал закон.

Недавно жизнь участников финансовых рынков еще больше усложнилась. Разработанный Росфинмониторингом закон (известный как «шесть пятерок») требует от них выявлять бенефициаров своих клиентов вплоть до физических лиц. Часть закона, которая касается бенефициаров, уже вступила в силу, хотя многие банки не успели подготовиться к нему, замечает юрист российского банка из топ-10: «Придется менять свои процедуры и внутренние документы, при этом очень расплывчато в законе определено понятие «бенефициар». На Западе есть разделение на юридического и бенефициарного собственника, объясняет Маловицкий, в России же технически невозможно определить, кто в действительности стоит за бизнесом, продолжает он: «Цель банков — увидеть физическое лицо, а понять, бенефициар ли оно, почти невозможно».

Ведомости

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...