Перейти к публикации

Порядок организации управления и суда сибирских инородцев


Рекомендованные сообщения

Порядок организации управления и суда сибирских инородцев

в конце XIX- начале XX веков

В конце XIX века произошло изменение направления внутренней политики самодержавия по отношению к сибирским инородцам. Это обуславливалось как экономическими, так и политическими факторам. Стремление к административной унификации, нарастание колониальных элементов в региональной политике деформировали традиционную имперскую систему управления, стихийно учитывавшую региональные и национальные особенности окраин[1]. В середине 1890-х годов были изданы важные законодательные акты, свидетельствовавшие об изменении политики Российского государства в отношении сибирских инородцев. К ним относилось Временное положение о крестьянских начальниках в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской. Положение о крестьянских начальниках явилось началом полного подчинения инородцев действию общероссийских законов. Согласно ему, органы управления, основанные на принципах Устава об управлении инородцев 1822 года, заменялись управами, устроенными по русскому типу[2]. Положение действовало не на всей территории Сибири. Из их числа исключались территории, на которых не вводилось общественное крестьянское управление, вследствие их отдаленности и малочисленности проживавшего на них инороднического населения (Якутская область и северные районы проживания бродячих инородцев). В Тобольской губернии к таким районам относились Березовский и Сургутский уезды[3]. Крестьянские начальники наделялись широким кругом полномочий. Прежде всего, они осуществляли «надзор за всеми установлениями» инороднического управления. На них возлагались обязанности по общему наблюдению за общим управлением и попечением о нуждах инородцев, возлагавшиеся, в соответствии с Положением об инородцах, на полицию, а также разрешению судебных дел инородцев, подведомственных их родовым управлениям, в качестве третьей степени словесной расправы[4]. Крестьянские начальники могли выступать в качестве словесной расправы третьей степени только в отношении кочевых и бродячих инородцев, имевших собственный суд. Оседлые инородцы могли подавать апелляции на решения волостных судов в окружной суд, а позднее и в уездный съезд крестьянских начальников[5]. Таким образом, в отношении инородцев крестьянским начальникам предоставлялись полномочия, которыми ранее наделялись должностные лица земской полиции. Следовательно, Положение о крестьянских начальниках было призвано усилить «административно-полицейскую опеку» над инородцами края. Кроме того, права крестьянских начальников по сравнению с чинами земской полиции были значительно расширены. Крестьянские начальники получили право утверждать повестку дня для волостных сходов, им поручалось рассмотрение приговоров волостных и сельских сходов. На практике это означало, что любое решение волостного или сельского схода должно было санкционироваться крестьянским начальником[6]. Особенно возросла их роль при рассмотрении судебных вопросов инородцев. Крестьянские начальники рассматривали споры, на сумму свыше двух тысяч рублей (по найму на сельскохозяйственные работы, по отдаче в наем земли). Таким образом, следует отметить, что Положение санкционировало более широкое вмешательство во внутреннее самоуправление инородцев, при этом Положение о крестьянских начальниках не отменяло норм, прописанных в отношении инородцев утвержденным в 1892 году Положением об инородцах[7]. Подобного мнения придерживалось Тобольское губернское управление, отметившее в журнальном определении, что «закон 3 июня 1898 года коснулся инородцев только в смысле переложения обязанностей по наблюдению за их управлением и судом с полиции на крестьянских начальников, но самые управление и суд … остались те же какими были в 1892 году, с незначительными изменениями, введенными позднейшими узаконениями»[8].

В конце XIX века изменения претерпела и судебная система инородцев. В соответствии с изданными в 1896 году Временными правилами о применении Судебных уставов в губерниях и областях Сибири были лишены судебных функций полицейские управления, а инородные управы при осуществлении судопроизводства стали подчиняться Окружным судам[9]. Исковые дела кочевых и бродячих инородцев рассматривались окружными судами «не прежде как по неудовольствию на решения всех степеней словесной расправы». Решение, вынесенное Окружным судом по делам инородцев, считалось окончательными и обжалованию не подлежали[10]. Кроме того, Правилами вводился институт мировых судей. К их компетенции относились иски, возникавшие между инородцами и «подлежащие ведомству их собственных сословных судов». Рассмотрение таких исков осуществлялось мировым судьей только при наличии взаимного согласия между истцом и ответчиком. Мировым судьей рассматривались и разрешались также иски, возникавшие между инородцами «основанные на актах, совершенных при участии подлежащих властей по общим законам Империи, и иски, предъявляемые инородцами к своим единоплеменникам, проживавшим в пределах русских поселений». Не рассматривались мировыми судьями иски, возникавшие между инородцами и лицами, не принадлежавшими к сословию инородцев, и инородцами, имевшими разные сословные суды в случае их обращения к инородническому суду[11].

Таким образом, рассмотренные законодательные акты свидетельствуют о значительном усложнении судебно-административной структуры над сложившейся структурой самоуправления инородцев. Распределение полномочий существовавших и вновь созданных органов, которые в ряде случаев дублировали и подменяли друг друга, усложнялось коллизиями, содержавшимися в самом законодательстве. Например, у инородцев, подведомственных крестьянскому управлению, споры, возникавшие по вопросам пользования землей, не подлежали рассмотрению крестьянских начальников и относились к компетенции окружных исправников[12], хотя с преобразованием судебных учреждений в Сибири полицейские должностные чины лишались права судебного разбирательства. В целом Положение о крестьянских начальниках отразило изменения в характере социально-экономического развития, связанные, прежде всего, с разложением патриархально-феодальных отношений. Изменения, внесенные положением в систему управления инородцев, способствовали замене старых единиц управления, основанных на родовом принципе, территориальными административными единицами. В то же время административные преобразования были направлены на усиление имперской полицейской опеки над инородцами, на их скорейшее «слияние» с русским населением[13].

В апреле 1901 года институт крестьянских начальников был распространен и на Забайкальскую область. Важное значение для управления инородцев имело Временное положение об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области утвержденное 23 апреля 1901 года. Положением была упразднена система управления и суда инородцев, основанная на Уставе об управлении инородцев 1822 года. Теперь территориальной единицей управления инородцев являлась волость, состоявшая из нескольких сельских обществ. Причем она могла быть образована как из одного, так и нескольких сельских обществ. Во главе волости находился волостной старшина, а сельского общества – сельский староста. Старшине мог быть назначен помощник. Численность помощников старшины в каждой волости определялась Уездным съездом крестьянских начальников. Волостные старшины и их помощники избирались волостным сходом выборных в присутствии крестьянского начальника сроком на четыре года. Срок исполнения полномочий сельским старостой также составлял четыре года. Избирались сельские старосты сельским сходом и утверждались в должности крестьянским начальником. За исполнение возложенных на них обязанностей волостные старшины, их помощники и сельские старосты получали жалование. К волостному старшине назначался писарь и рассыльные. В волостях и сельских обществах действовали соответственно волостной и сельский сход. Волостной сход формировался из выборных, избираемых сельскими обществами из числа лиц, соответствующих требованиям, прописанным в статье 8 Временного положения об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области. То есть выборным могло быть лицо, являвшиеся домохозяином соответствующей волости или сельского общества, достигшее двадцатипятилетнего возраста. Избрание выборных на сходе производилось простым большинством голосов. Волостной сход действовал в пределах волости. Время и место созыва волостного схода определялось крестьянским начальником. В сельский сход входили домохозяева сельского общества[14].

Судопроизводство у кочевых инородцев Забайкальской области осуществлялось инородническим судом. Он состоял из волостных инороднических судов и участковых съездов инороднических судей. Волостные инороднические суды учреждались в каждой волости и состояли из всех инороднических судей, но не менее трех судей, в том числе и председателя суда. Волостной инороднический суд собирался по мере надобности в сроки, определявшиеся крестьянским начальником. Инороднические судьи выбирались волостным сходом сроком на четыре года. Инороднический судья утверждался в должности Уездным съездом крестьянских начальников. Один из инороднических судей назначался по избранию Уездного съезда крестьянских начальников, председателем Волостного инороднического суда. Инородническим судьей мог быть избран каждый домохозяин, пользовавшийся уважением и доверием и достигший тридцатилетнего возраста[15].

Участковые съезды инороднических судей могли также созываться на каждом участке крестьянского начальника. Председателем участкового съезда являлся крестьянский начальник. Состав участкового съезда формировался из председателей инороднических судов всех волостей, входивших в состав каждого участка. К ведению инороднического суда относились дела о преступлениях и проступках, совершенных кочевыми инородцами, кроме преступлений и проступков, за которые инородцы привлекались к ответственности на общих основаниях (против христианской веры, государственные, против порядка управления, против собственности и другие), брачные и семейные дела инородцев, спорами о недвижимом имуществе, наследстве, за исключением тех случаев, когда ответчик проживал в на территории оседлого населения и дело, основывалось на документах, оформленных или засвидетельствованных при участии соответствующих властей на основании общих законов Российской империи или на векселях, и другие.

Волостной инороднический суд рассматривал дела по жалобам частных лиц, по предписаниям крестьянского начальника (по делам, касавшихся интересов малолетних или недееспособных) или по заявлениям должностных лиц инороднического общественного управления. Решение Волостного инороднического суда признавалось окончательным по искам на сумму не свыше тридцати рублей, а также по приговорам, по которым назначался выговор, штраф не свыше тридцати рублей или заключение под стражу на срок не свыше семи дней. Жалобы на неокончательное решение Волостного инороднического суда приносились в течение месяца со дня объявления решения или приговора Участковому съезду инороднических судей. Решение Участкового съезда инороднических судей по делам о жалобах на решение Волостного инороднического суда считались окончательными[16].

Таким образом, с утверждением нового Временного положения об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев в Забайкальской области были заменены родовые органы управления инородцев волостным правлением, а также по территориальному принципу образованы вместо ведомств волости.

С начала применения «Временного положения о крестьянских начальниках» правительство окончательно пришло к мысли о необходимости реорганизации системы самоуправления инородцев. В связи с этим ставилась задача объединения инородцев с русским крестьянским населением. Однако правительство постоянно сталкивалось с необходимостью упразднения поразрядной системы и причисления кочевых и бродячих инородцев к разряду оседлых. Согласно Уставу об управлении инородцев 1822 года и Положению об инородцах 1892 года такое причисление могло быть осуществлено только во время переписи и только с согласия инородцев. Но введение института крестьянских начальников означало полное подчинение органов самоуправления инородцев чиновникам, при этом сохранялось деления инородцев на разряды. Именно поэтому поразрядная система была охарактеризована в 1896 году Государственным советом как «выдающееся несовершенство» законодательства, требовавшее немедленного устранения. Для ее устранения в Министерстве внутренних дел был разработан ряд проектов волостной административной реформы, реализация которых началась в 1907 году, в связи с активным участием народов Сибири в революционных событиях 1905 – 1907 годов. Правительство стремилось усилить бюрократический аппарат управления инородцев. В основном стремление ликвидировать поразрядную систему, ввести волостное и сельское управление у инородцев правительство основывало на применении административных мер. Одновременно с причислением к оседлым инородцам правительством вводились волостное и сельское управление по русскому образцу. Низшей административно–территориальной единицей у инородцев, как и у русских крестьян, становились сельские общества, объединявшие население по признаку общности хозяйственных интересов. Следующей административно–территориальной единицей являлась волость, образовывавшаяся из нескольких обществ. Во главе волости стоял волостной старшина, во главе сельского общества – сельский староста[17].

Таким образом, в административной практике применительно к инородцам на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдалась эволюция от самостоятельной системы управления к управлению по крестьянскому образцу. В конце XIX века в противовес регионализму М. М. Сперанского, основанного на идеи необходимости усиления централизации управления Российской империи, возникает замысел ликвидации сословия инородцев как такового. А стратегические цели империи по экономической, политической и социокультурной интеграции инородцев в национальный состав государства не только сливаются, но и приобретают новые очертания[18].




[1] Ремнев А. В. Административно–территориальное устройство Сибирского региона в XIX в. (теоретические проблемы) // Вестник Омского государственного университета. Специальный выпуск. – 1996. – №3. − С. 44.

[2] Сибирь в составе Российской империи. С.237.

[3] Временное положение о крестьянских начальниках в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской. 2 июня 1898 г. (№15503) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. – Т. XVIII. – СПб.: Тип. II Отделения Собственной его императорского величества канцелярии, 1901. С. 404.

[4] Временное положение о крестьянских начальниках в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской. 2 июня 1898 г. (№15503). С. 409.

[5] РГИА. Ф. 1291. Оп. 84. Д. 154. Л. 24–25 об., 65.

[6] Балданов С. С. Административное управление Российским государством Бурятией (конец XVII – начало XX веков. С. 51.

[7] Конев А. Ю. Система административного управления у коренных народов... С. 176.

[8] РГИА. Ф. 1291. Оп. 84. Д. 154. Л. 65 об.

[9] Временные правила о применении Судебных уставов в губерниях и областях Сибири. 13 мая 1896 г. (№12932) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. – Т. XVIII. – СПб.: Тип. II Отделения Собственной его императорского величества канцелярии, 1901; РГИА. Ф. 1291. Оп. 84. Д. 15. Ч. 1. Л. 3 об; Ч. 2. Л. 28 об.

[10] Временные правила о применении Судебных уставов в губерниях и областях Сибири. 13 мая 1896 г. (№12932). С. 416; РГИА. Ф. 1291. Оп. 84. Д. 15. Ч. 1. Л. 3 об.

[11] Временные правила о применении Судебных уставов в губерниях и областях Сибири. 13 мая 1896 г. (№12932). С. 420; РГИА. Ф. 1291. Оп. 84. Д. 15. Ч. 1. Л. 436.

[12] РГИА. Ф. 1291. Оп. 84. Д. 15. Ч. 2. Л. 28 об.

[13] Сибирь в составе Российской империи. С. 237.

[14] Временное положение об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области. 23 апреля 1901 г. (№19984) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. – Т. XXI. – СПб.: Тип. II Отделения Собственной его императорского величества канцелярии, 1903. С. 254 – 256.

[15] Временное положение об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области. 23 апреля 1901 г. (№19984). С. 257

[16] Временное положение об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области. 23 апреля 1901 г. (№19984). С. 256–260.

[17] Сибирь в составе Российской империи. С. 241–242

[18] Сибирь в составе Российской империи. С. 243.

Андреянова Н. Н. Порядок организации управления и суда сибирских инородцев в конце XIX – начале XX веков (С. 269 - 275) // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: Материалы ежегодной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. 25 апреля 2013 года. - М.: АПКиППРО, 2013. Изменено пользователем Solinary
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...