Раков Александр 62 Опубликовано: 15 апреля 2013 Рассказать Опубликовано: 15 апреля 2013 Ни для кого не секрет Понятие "банковской тайны" в России может полностью исчезнуть, если законодатели и дальше будут расширять список государственных органов и лиц, имеющих к ней доступ.Андрей Емелин Президент НП «НПС» Ситуация в области правового регулирования банковской тайны в России становится все более и более тревожной. Информация, составляющая банковскую тайну, представляет собой очевидную ценность, вокруг которой сталкиваются самые разнообразные и зачастую противоречивые интересы. Число органов и лиц, желающих получать такую информацию, постоянно растет за счет увеличения числа законодательных норм, обязывающих банки предоставлять им такую информацию. В банковском сообществе все чаще высказывается мнение, что само понятие «банковской тайны» в России вскоре перестанет существовать.Попытки систематизировать перечень случаев и лиц, которые вправе получать информацию, составляющую банковскую тайну, до сих пор оказывались безуспешными. По мере издания все новых и новых законов противоречия между Законом о банках и многочисленными специальными нормами, прописанных в других законодательных актах, только множились. Сегодня в России действует множество законодательных актов, где указаны органы, имеющие доступ к банковской тайне. Помимо Закона о банках и банковской деятельности, это и Гражданский, Уголовно-процессуальный, Налоговый, Таможенный кодексы, а также Закон о противодействии легализации преступных доходов.Обширен и список лиц, имеющих право запрашивать информацию, содержащую банковскую тайну. Доступ к ней имеют и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды, судебные приставы, Счетная палата, Банк России, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Агентство по страхованию вкладов, а также органы предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве при наличии согласия руководителя следственного органа.Однако в Госдуме обсуждается очередной законопроект о совершенствовании банковского и антиотмывочного законодательства, который может еще более расширить доступ госорганов к банковской информации. Предлагается предоставить правоохранительным и налоговым органам право получать информацию о счетах клиентов банков не только в рамках возбужденного уголовного дела, как это происходит сейчас, но и на этапе предварительного следствия. Кроме того, в очередной раз предлагается расширить список лиц, имеющих доступ к банковской тайне.Такой подход, по нашему мнению, без эффективного механизма контроля может дать обильную почву для злоупотреблений. Ведь и сегодня известны случаи появления различных баз данных в открытых источниках. В результате институт банковской тайны просто перестанет работать.Рост запросов на подобную информацию от широкого круга государственных органов уже сегодня не только ставит под вопрос сохранения в тайне банковской информации, но и увеличивает нагрузку на банки. В практике кредитных организаций немало примеров злоупотреблений со стороны органов, наделенных правом истребовать информацию, составляющую банковскую тайну. Не имея конкретных фактов, которые им необходимо было бы проверить, некоторые органы требуют от банков предоставить им всю первичную банковскую информацию за несколько лет. Эта информация физически может занимать несколько архивных комнат. Кроме того, в рамках действующего законодательства всю эту информацию разрешается предоставлять только на бумаге, что серьезно повышает административные издержки банков на непрофильную деятельность и, в конечном счете, отражается на цене банковских услуг.Чтобы по-настоящему защитить банковскую тайну, НП «Национальный платежный совет» предлагает сразу несколько законодательных новаций, в сегодняшнем законопроекте не прописанных. В обязательном порядке нужно законодательно закрепить исчерпывающий перечень органов, которым кредитные организации обязаны предоставлять информацию, составляющую банковскую тайну. Кроме того, необходимо кодифицировать в законе о банках все предусмотренные действующим законодательством случаи предоставления информации, составляющей банковскую тайну. А также определить порядок предоставления такой информации в случаях, которые могут быть установлены другими федеральными законами в будущем. Очень важно ограничить срок, за который может быть истребована такая информация, например, не более пяти лет.Наконец, чтобы дисциплинировать лиц, которые получат право истребовать информацию о банковских счетах граждан, надо установить контроль за обоснованностью их требований. Для этого мы предлагаем разрешить предоставлять информацию, составляющую банковскую тайну, только на основании решения суда. Это лишь немногие из тех мер по реформированию института банковской тайны в России, которые давно назрели и способны предотвратить его полное размывание и окончательное исчезновение.Журнал "Профиль" №14/15.04.13 1 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.