Olesya 102 Опубликовано: 16 марта 2013 Рассказать Опубликовано: 16 марта 2013 …в часы, свободные от школы и подготовки домашнего задания? Это выяснила социолог из Женевского университета Пелагия Казассюс, которая провела специальное исследование. Пелагия Казассюс выполнила кропотливую работу в рамках своей докторской работы по социологии. Тема довольно актуальная, так как по поводу поведения наших милых ангелочков во время школьных занятий, их ритма обучения, написано немало, а вот то, как они проводят время, избавившись дома от сумки с учебниками, социологи еще недостаточно изучили. Исследовательница сегодня занимает должность педагогической советницы в службе профессиональной подготовки и оценки обучения в Женевском университете. В своей работе она проанализировала данные, собранные о 900 женевских девчонках и мальчишках в возрасте от четырех до одиннадцати лет, и пришла к выводу, что ближе всего детскому сердцу игры, затем – телевидение, и на третьем месте – творческая или познавательная деятельность, пишет университетский журнал Campus. Инновационная сторона исследования в том, что в нем впервые применен метод социологического опроса, именуемый «бюджет времени», по отношению к детям. Суть этого подхода - изучение реального поведения людей, отраженное в показателях времени. Пелагия Казассюс снабдила детей, принимавших участие в ее исследовании, программой дня, в которой необходимо было указать каждый вид деятельности, на который уходит более пяти минут, начиная от подъема и заканчивая моментом, когда ребенок ложится спать. Исследуемый период включал два школьных дня и один выходной. Самым младшим, разумеется, помогали родители, а к списку дел прилагалась анкета, ответы на вопросы которой помогли характеризовать семью по ее происхождению, профессиональной деятельности, количеству детей и религиозным убеждениям. В результате была получена буквально лавина информации – более 1600 видов деятельности, где нашли место и одевание, и уроки игры на пианино, и походы с мамой в супермаркет, и мечтания у окна. Сопоставив данные, Пелагия Казассюс определила самые популярные занятия детей во внеклассное время. Своему любимому занятию, играм, 4-6-летние посвящают около двух с половиной часов в учебные дни, а 9-11-летние – полтора часа, при этом цифры удваиваются в выходные дни. Занявший второе место по популярности голубой экран притягивает детей на один час в те дни, когда они приходят с занятий, и на полтора часа по средам. Творческая или познавательная деятельность все же не на худшем – третьем – месте: 4-6-летние посвящают в среднем сорок минут поделкам, пению, рисованию или чтению в свои «рабочие» дни, и почти вдвое больше, когда им не нужно идти в школу. Дети постарше удовлетворяются получасовыми развлечениями такого плана во вторник и четверг, и отдают им около часа по средам. Кроме того, есть виды деятельности, которые взрослым (помогавшим, как мы помним, при заполнении расписания самым маленьким) часто не приходили на ум. Под этим подразумеваются перемещение, ожидание и сопровождение родителей, хотя эти занятия занимают не последнее место по времени, которое на них тратится. Вместе с тем налицо парадокс: на беседы родителей с детьми уходит в среднем десять минут в день. Что такое десять минут для ребенка, который постоянно развивается и очень часто нуждается в тепле, ласке, своевременном мудром совете? Исследовательница акцентировала эту проблему в интервью журналу Campus: «В обществе, которое сделало своими главными ценностями развитие детей, общение и коммуникацию, такие данные демонстрируют удивительный парадокс». При этом есть и другие сложности, связанные с возрастом, полом и религиозными убеждениями. Дети «простого народа» меньше играют друг с другом и больше времени смотрят телевизор или играют в видеоигры, особенно это заметно в семьях мигрантов или в многодетных семьях. Родители, со своей стороны, зачастую горды тем, что ребенок уже «на ты» с компьютером и – должно быть, от радости, – не запрещают и не ограничивают видеоигры. (О их содержании и частой агрессивности написано множество статей. В наши дни на коробках с видеоиграми, подобно надписям на пачках сигарет «Курение вредит вашему здоровью», можно было бы написать нечто вроде «Видеоигры стимулируют агрессию и снижают интерес к действительности»). А между тем, если дети играют друг с другом – не сидя перед мониторами, а выйдя на улицу или придя к другу в гости – то они развиваются, так как игры – это постоянное общение. Они обсуждают правила игры, потом следят, чтобы их соблюдали все участники, отстаивают друг перед другом свою точку зрения. И пребывают «в процессе социализации, который отсутствует в видеоиграх», - подчеркнула исследовательница. Однако в своей работе Пелагия Казассюс пошла еще дальше, и на основе проанализированной информации выделила пять видов детей, какими их воспринимают родители. Первый тип: «ребенок-обуза», который отягощает жизнь своих родителей. Второй тип: «ребенок-помощник», которого привлекают помогать по дому и в других делах, третий тип: «ребенок-удача» – хорошо интегрированное в семью чадо, представляющее собой нормальное явление, четвертый тип: «ребенок-возможность» – с помощью такого отпрыска родители ищут возможность самореализоваться, и пятый тип: «ребенок-идеал» – его поведение обусловлено религиозными, активными ценностями или образом жизни родителей в целом. Имея перед собой такую классификацию, родителям будет довольно просто – хотя бы из интереса – определить, к какому типу относится их дитя, и порадоваться… или задуматься над более эффективными воспитательными приемами. http://www.nashagazeta.ch/news/15112 1 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.