Перейти к публикации

Минфин начал подготовку учебных материалов по финансовой грамотности для школьников, студентов и взрослого населения


Рекомендованные сообщения

Справочно: Пятилетний проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» стартовал в июле 2011 года. Он имеет национальный масштаб, финансирование $ 113 млн., из них $25 млн. займ Всемирного банка (Международного банка реконструкции и развития). Проект реализует Министерство финансов Российской Федерации.

Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, в первую очередь, учащихся школ, профессиональных и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов, содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг.

В рамках Проекта разрабатывается комплекс мер, включая образовательные программы для детей, молодежи и взрослого населения, информационная кампания, программы подготовки тьюторов, методистов и учителей, создание федеральных методических центров и региональных центров финансовой грамотности, создание общенационального веб-портала и др.

На начальной стадии реализации Проекта проведено Всероссийское социологическое исследование с целью определения нынешнего уровня финансовой грамотности граждан и потребностей граждан в области финансовой грамотности. Его результаты будут представлены публике в апреле 2013 года. Также в 2012 году в 42 регионах проведено исследование финансовой грамотности 15-летних школьников в рамках международного исследования ОЭСР, которое позволит сравнить уровень финансовой грамотности наших школьников по сравнению со школьниками других стран и разработать более качественные образовательные программы. Разработана рамка финансовых компетенций для школьников и взрослого населения, на которую будут ориентированы учебные материалы и учебники, создаваемые в рамках Проекта.

Одним из ключевых направлений Проекта является повышение финансовой грамотности школьников и молодежи. Доля учащихся, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.), в России стремительно растет. Однако, зачастую дети, освоившие технические новинки, абсолютно не понимают, откуда берутся, и как тратятся деньги. Молодые люди также часто подвержены влиянию рекламы, совершают импульсивные траты и склонны к принятию ошибочных финансовых решений, таких, например, как накапливание долговых обязательств. При этом система общего образования не включает в себя обучение управлению личными финансами, а опыт родителей зачастую ограничен или отрицателен. Особенно в сложной ситуации оказываются выпускники детских домов и интернатов, которые никогда не держали денег в руках, не знают элементарных азов финансов и, «выйдя в жизнь», очень часто попадают в трудные жизненные ситуации. Международные исследования показывают, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования, в этом направлении идет большинство развитых стран. Например, в Великобритании со следующего года в школах появится новый учебный предмет «Личные деньги».

В рамках Проекта «Содействие уровню повышения финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Минфина России начата подготовка дополнительных учебных модулей и материалов по финансовой грамотности для начальной, средней и старшей школы по ступеням образования (с 1 по 4, с 5 по 7, 8-9 и 10-11 классы). Все они разрабатываются с учетом современных педагогических требований, носят игровой характер, связаны с реальной жизнью школьников. Для старшей школы дополнительно будут разработаны спецкурсы для экономического, правового и математического профиля, чтобы при освоении личных финансов учитывать предметные интересы школьников. Особенно актуальны и будут отличаться по своему изложению учебные пособия для учащихся детских домов, так как эти пособия, в первую очередь, будут направлены на их социализацию.

Впервые будут представлены учебные материалы не только для учеников и учителей, но также и для родителей, например, как совместно вести учет семейных расходов и доходов. Исследование Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) выявляет зависимость между ведением в семье учета расходов и доходов (бюджета) и уровнем финансовой грамотности старшеклассников. А так как бюджет в России составляют и ведут единицы семей, то и общий уровень молодежной финансовой культуры крайне низкий. Практика комплексного подхода к финансовому образованию по схеме «дети-родители-педагоги», уже показала хорошие результаты в таких странах, как Великобритания, Канада, Австралия, Сингапур, Бразилия.

Уже осенью этого года первые учебные материалы появятся в пилотных учреждениях в 5 регионах, всего будет проведена апробация более 30 видов учебных пособий для школ, детских домов и учреждений начального и среднего профобразования. Важно отметить, что апробация этих материалов не означает добавления часов в обязательный учебный план, а будет реализована в рамках дополнительного образования в школах. То есть, речь идет не об увеличении нагрузки на детей, а о расширении выбора для тех детей и их родителей, которые хотят освоить практические жизненные навыки в области управления личными финансами.

Помимо этого в рамках Проекта предусмотрена модернизация уже действующих учебников по экономике, математике, обществознанию и другим предметам, чтобы опять же не увеличивая нагрузку, включить в них практические задачи и вопросы из повседневной жизни, направленные на управление личными финансами и понимание своих прав и обязанностей как потребителей финансовых услуг. Финансовая математика, включая понимание и расчет процентных ставок - одно из важных направлений, однако, не менее важно умение анализировать информацию, понимать договорные отношения, свои права и обязанности как потребителей финансовых услуг.

Помимо программ для школьников в рамках Проекта идет разработка учебных курсов для студентов. Для них акцент сделан на мультимедийных современных курсах по управлению личными финансами, семинарах и тренингах. Разрабатываются компьютерные инструменты и деловые игры по тематике личных финансов и выстраивания рационального финансового поведения.

Чтобы учебные материалы финансовой грамотности были донесены до школьников и студентов, также будет организовано бесплатное обучение методистов, тьюторов и учителей, которые не только повысят собственную финансовую грамотность, но и смогут обучать других. Специальные программы повышения квалификации для педагогов с участием финансовых специалистов предусмотрены на федеральном уровне и в регионах страны.

Не обошли вниманием в проекте и взрослое население, которое зачастую не имело ранее возможности бесплатно получить обучение в области управления личных финансов. Спектр разрабатываемых образовательных продуктов в рамках Проекта велик: от ярких плакатов и брошюр до семинаров и дистанционных интернет-курсов. Предусмотрены программы обучения сотрудников на рабочем месте. Семинары и тренинги для молодежи и взрослых уже тестируются в пилотных регионах Проекта: Волгоградской и Калининградской областях. А затем будут предложены и другим регионам.

Еще одна важная цель Проекта – повышение осведомленности граждан о своих правах и обязанностях как потребителей финансовых услуг и улучшение уровня защищенности этих прав. Сейчас лишь каждый пятый россиянин верит в возможность справедливого разрешения споров с финансовыми организациями. Поэтому задача Проекта - помочь гражданам в защите своих прав и одновременно восстановить их доверие к финансовому сектору. Для этого совместно с Роспотребнадзором будет подготовлены простые и наглядные информационные материалы, рассказывающие о том, что делать гражданам в типичных ситуациях взаимодействия с финансовыми организациями, куда обращаться при нарушении их прав потребителей, как различить мошенничество и финансовые пирамиды и не попасть в их ловушки. Уже этой весной в рамках Проекта начнется независимый мониторинг работы банковских, страховых и других финансовых организаций: будет регулярно анализироваться, насколько соблюдаются ими права потребителей, добросовестна ли реклама, предоставляется ли полная и понятная информация. Результаты этого мониторинга будут регулярно публиковаться.

Источник: http://www1.minfin.ru/ru/press/press_releases/index.php?id4=18699

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...