Перейти к публикации

4 февраля 2013 прошел тренинг по защите прав потребителей


Рекомендованные сообщения

ТРЕНИНГ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Изображение

4 февраля 2013 года Российский Микрофинансовый Центр при поддержке организации «Клиффорд Чанс СНГ Лимитед» провел тренинг на тему «Защита прав потребителей услуг в сфере микрофинансирования: особенности договоров, наиболее частые проблемы, способы их решения. Несудебные способы разрешения споров с потребителями. Финансовый омбудсмен как инструмент разрешения споров с потребителями на рынке финансовых услуг».

Участниками тренинга стали 4 микрофинансовые организации (ООО «МигКредит», ООО «Деньги напрокат», ОАО «Городская сберкасса», ООО «МОЛ.БУЛАК.РУ», три кооператива (КПК «Честь», КПК «Сберкасса 24», КПК «Союз») и саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы».

Вели тренинг советник по правовым вопросам НАУМИР Анна Байтенова и советник по правовым вопросам РМЦ Алексей Чирков.

Цель тренинга – помочь участникам выстроить работу с клиентами-потребителями наиболее эффективно, рассмотреть возможности расширения форм внесудебного рассмотрения споров с потребителями, в том числе посредством обращения потребителей к общественному примирителю на финансовых рынках – финансовому омбудсмену.

Первая часть тренинга была посвящена вопросам теории: были подробно представлены судебные и внесудебные способы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг, такие как претензионный порядок урегулирования споров, процедуры медиации, особенности разбирательства в третейском суде и др. В презентации, подготовленной советником РМЦ по правовым вопросам Алексеем Чирковым, были освещены особенности договоров займа (в том числе микрозайма) с участием потребителей, наиболее сложные вопросы проиллюстрированы судебной практикой.

Вторая часть тренинга прошла в виде живой беседы участников с гостями тренинга: заместителем Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светланой Мухиной, консультантом Финансового омбудсмена Романом Новиковым (в настоящее время Роман является главным специалистом-экспертом ФСФР России), а также с представителями тех МФО, которые уже присоединились к институту финансового омбудсмена. В частности, в дискуссии приняла участие директор корпоративного центра ООО «МигКредит» Наталья Ткачева, свой богатый опыт представил исполнительный директор компании «Деньги напрокат» Расим Исмаилов.

С.Мухина отметила: главный акцент, который Роспотребнадзор делает при анализе отношений по защите прав потребителей в финансовой сфере, - это информация потребителю (статьи 8-12 Закона «О защите прав потребителей»), а также предоставление ему возможности реального выбора товаров, работ, услуг (ст. 16). Выбора нет, если потребителю, например, навязывают услуги страховой компании. Закон о защите прав потребителей не заточен под длящиеся сделки (ЖКХ, заем без срока и т.п.).

Процедура рассмотрения финансовым омбудсменом спора с потребителями поможет финансовой организации правильно понять его интересы и найти взаимоприемлемый компромисс, - подчеркнула С.Мухина. Даже в случае последующего обращения потребителя в суд финансовая организация, уже зная его аргументы, сможет более грамотно выстроить свою аргументацию.

В силу того, что институт финансового омбудсмена практически половину обращений снимает путем консультирования клиента письменно или по телефону, он помогает освободить финансовые организации от рутинной работы, а поскольку свои решения он формулирует, как правило, в форме рекомендаций, меньше риск неправильных решений. Меньше затраты: при рассмотрении спора финансовым омбудсменом потребитель не тратится на услуги адвоката и не требует потом компенсировать эти издержки, не взыскивает моральный вред.

Р.Исмаилов отметил: за два года компания «Деньги напрокат» выдало 180 тысяч займов через 230 своих отделений. К концу года число отделений вырастет до 460. В среднем в организацию через финансового омбудсмена поступает 20-30 обращений в год от потребителей. 90 процентов из них успешно разрешены. На сайте компании «Деньги напрокат» размещен логотип службы финансового омбудсмена и свидетельство о присоединении компании к этому институту. Использование этого института для организации выгодно: 60 тысяч рублей в год, затраченные на финансового омбудсмена – это значительно меньше, чем возможные траты на дополнительного юриста в организацию для рассмотрения жалоб. Кроме того, далеко не все жалобы финансовый омбудсмен направляет для рассмотрения в организацию: на многие вопросы он отвечает сам, то есть происходит фильтрация обращений, организация не сталкивается с таким валом рутины и беспочвенных жалоб, которые в противном случае пришлось бы рассматривать самой. Финансовый омбудсмен не шлет откровенно глупых писем: помогите, не плачу по кредиту, так как уплыла муза.

Роман Новиков подчеркнул: в отличие от суда, от финансового омбудсмена идут рекомендации, а не обязательные требования, не жесткие директивы. «Буду Вам благодарен, если Вы рассмотрите этот вопрос с учетом интересов потребителя», - так обычно пишет финансовый омбудсмен. К финансовому омбудсмену часто обращаются люди, которые формально, через суд, не имели бы никаких прав на удовлетворение своих жалоб. Все решения финансового омбудсмены исходят не только из закона, но и учитывают человеческую сторону вопроса. Например, человек не может платить по кредиту, так как потерял работу, или это пишет мать-одиночка, или мать ребенка-наркомана и т.п. Помимо социально ориентированного подхода, важно взглянуть на вопрос и с позиций нормальной коммерции: если сейчас не договориться с потребителем о малом, завтра не получишь ничего. Таким образом, работая с финансовым омбудсменом, организация экономит на издержках для содержания собственной службы урегулирования конфликтов с потребителями, на судебных издержках. Много вопросов решается по телефону.

Выгоды для организации очевидны - это экономия на судебных издержках, на практике споров с потребителями, имиджевая составляющая. В отличие от медиатора и третейского суда финомбудсмен бесплатен для потребителя.

Участники тренинга предложили закрепить в законе право финансовых организаций обжаловать решения финансового омбудсмена, дать возможность выдавать по его решениям исполнительные листы. Необходим контроль за деятельностью финансового омбудсмена, а также решение налоговых вопросов, чтобы при прощении финансовой организации долгов у потребителя не возникало финансовых обязательств – теперь уже перед государством.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги, как вы можете понять из текста - во встрече принимал участие Роман Новиков - в настоящее время он является главным специалистом -экспертом ФСФР России. Рома, спасибо за интересный материал!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Роман, спасибо!

Материал действительно очень интересный.

Тем более, что обсуждался прежде всего самый острый разрез потребительского кредитования - микрофинансирование.

А есть возможность каким-то образом получить презентацию Алексея Чиркова?[/font]

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...