Перейти к публикации

МЕЛКАЯ ДРОБЬ ДЛЯ КРУПНОЙ ДИЧИ


Рекомендованные сообщения

МЕЛКАЯ ДРОБЬ ДЛЯ КРУПНОЙ ДИЧИ

Виктор Емелин,

врач, судебно-медицинский эксперт


До 1993 года практически никто из судебно-медицинских экспертов не слышал о современных дробовых патронах для пистолетов и револьверов. Некоторые криминалисты и специалисты по истории оружия знают, что существовал шпилечный патрон Лефоше с зарядом дроби, изобретенный еще в середине XIX-го века. В "Справочнике по стрелковому оружию" А. Б. Жука издания 1993г приведены еще два вида таких патронов: ".320" и "38 spl". Позднее выяснилось, что есть также современный дробовой патрон кольцевого воспламенения калибра 22 long rifle, у которого дробинки находятся в пластмассовом контейнере, заменяющем пулю. Никто не мог предположить, что нам придется столкнуться с такой экзотикой.

В декабре 1993г один из опытнейших судебно-медицинских экспертов Московской области Д. И. Райгородский исследовал труп юноши (кстати говоря, студента юридического института и юриста в третьем поколении) со слепым огнестрельным ранением головы. Не найдя в конце раневого канала пули, он был не просто удивлен. Еще ни разу за 30 лет работы он не отошел от секционного стола, не разобравшись, хотя бы в первом приближении, в очередной загадке, которыми так богата работа эксперта.

То, что ранение было огнестрельным, не вызывало сомнений. Одни свидетели происшедшего говорили, что их приятель сам приставил к виску "газовый пистолет" со смехом имитируя самоубийство, другие же утверждали, что это сделал кто-то посторонний. Так или иначе, но после выстрела молодой человек к удивлению присутствующих упал, как подкошенный. "Скорая помощь" доставила его в больницу, где врачи, хотя и сделали все возможное, в том числе и трепанацию черепа, спасти его жизнь не смогли.

На представленных чуть позже рентгенограммах в веществе мозга отчетливо были видны несколько десятков очень мелких дробин. Охотники называют такую дробь "бекасиной" или дунстом, поскольку диаметр ее не превышал 1,5мм, что соответствует дроби №11. При докладе случая на конференции судебных медиков Московской области оказалось, что экспертиз подобных ранений еще не встречалось. Но лиха беда начало. Вскоре и другие эксперты столкнулись с похожими случаями.

Крайне удивляло, что при расследовании смертельных ранений все они оказывались, несомненно, доказанными самоубийствами. Из нескольких, прошедших почти подряд случаев несмертельных ранений, все были с повреждением лица осыпью дроби без серьезных последствий. Лишь однажды в Люберцах серьезно пострадал 14 летний школьник, которому его приятель из папиного "газового" пистолета выстрелил в левый висок почти в упор. Мальчик остался жив только потому, что направление выстрела было косым по отношению к голове (слева направо и значительно сзади кпереди), и дробовой снаряд основной своей массой повредил наружный край глазницы и разрушил глазное яблоко. Теперь этот мальчик - пожизненный инвалид.
Весной 1995 года, стараясь удовлетворить свой профессиональный интерес к возможностям дробовых патронов для короткоствольного оружия, я обращался с расспросами во все организации, имеющие отношение к баллистике. В итоге собралась команда профессионалов, в которую вошли эксперты-баллисты экспертно-криминалистического управления ГУВД г. Москвы, ведущий эксперт Российского федерального центра судебных экспертиз Минюста, начальник медико-криминалистического отделения Московского городского Бюро судмедэкспертизы и от Бюро судмедэкспертизы Московской области автор этой статьи.

Удалось организовать проведение экспериментальных исследований с использованием фото и видео регистрации. Выстрелы производились из пистолета итальянского производства "Waltro" калибра .35, патронами итальянской фирмы «Джуллио Фиоччи» с дробовым снарядом (маркировка на донце гильзы - "GFL 35 gren") по биоманекенам с расстояния от упора до 3 метров.

Расчетные данные показали, а эксперименты подтвердили, что патроны для короткоствольного оружия (пистолетов и револьверов), снаряженные дробью, могут причинить хоть сколько-то серьезные повреждения только при выстреле на расстоянии вытянутой руки. В этом плане они не многим опаснее газовых и шумовых патронов, которыми тоже не следует стрелять ближе 0,5 метра.

Как уже говорилось, выстрелом в упор легко пробивалась височная кость (правда, не самая толстая в черепе), а дробины проходили насквозь одно полушарие головного мозга. Если выстрел приходился в мягкие ткани, то в упор причинялось частично сквозное ранение, например, бедра. При этом некоторая часть дробин образовывала выходные ранки.

Примерно 25см от дульного среза дробь летит единым снарядом и образует на мишени или поражаемом объекте повреждение неправильной формы диаметром около 1,5см. Вокруг, на площади диаметром около 3см остаются пробоины от отдельных отлетевших дробин.

При начальной скорости дробового многоэлементного снаряда у дульного среза около 260 м/сек легко посчитать его энергию, зная, что масса снаряда около 4,0гр. По формуле, известной со средней школы, определяем Eкин= (67600 х 0,004): 2 х 9,8 = 135,2 или что-то около.

Отлетев от дульного среза 20см, дробь теряет в скорости около 40 м/сек, а потеря энергии пропорциональна квадрату ее.

Дальше начинается самое интересное. Дробинки разлетаются, образуя осыпь, и действуют на мишень или тело поодиночке. При этом естественно меняется вся энергетика и поражающие свойства, поскольку площадь поперечного сечения дробинки около 1,5 кв. мм.

Каждая из 200 дробинок, содержащихся в патроне .35gren, имеет массу около 0,02 гр. Скорость их на траектории падает примерно так:

60 см - 140 м/сек
100 см - 90 м/сек
150 см - 40 м/сек

Используя все ту же формулу, легко просчитывается, что уже после дистанции 1 метр дробинки не имеют необходимых по стандарту для причинения проникающего ранения 0,005 кгм/ кв. мм.

С 1,5 метров стрелять таким патроном на поражение бесполезно, т.к. дробинки теряют энергию, широко рассеиваются и не пробивают даже кожу, не прикрытую одеждой, а легкая хлопчатобумажная рубашка служит отличным бронежилетом от таких "снарядов".

На любимый вопрос законодателя и вообще любого противника огнестрельного оружия: “А, если в глаз?" есть ответ для них не утешительный. Опасны "бекасиные" дробинки лишь для открытого глаза, поскольку для закрытого глаза надежной защитой служит хрящ, находящийся у каждого из нас в верхнем веке. Пробить этот хрящ дробина с 1,5 метров не способна.

Участвуя в апреле 1996г в "Семинаре по расследованию тяжких преступлений" (Serious crime investigation seminar), проведенном ФБР США в Институте МВД России, я показал интересовавший нас патрон с маркировкой на гильзе "35 gren" Джеймсу Геннону, помощнику окружного прокурора графства Моррис штата Нью-Джерси (lieutenant of the prosecutor offis Counti of Morris New Yersey). Его реакция была для меня полной неожиданностью. "О! Snake bullet." В дословном переводе это что-то вроде "змеиной пули". При помощи сына Андрея, владеющего английским, у Джеймса удалось выяснить, что такие патроны используются американскими путешественниками, туристами и фермерами для "вооруженной защиты" от змей и мелких грызунов. Энергии дробинок как раз хватает, чтобы пробить их шкурку, толщиной в газетный лист.

Для меня неразрешимой загадкой является отношение нашего законодателя к этому виду патронов, как к наиболее опасному, и запрет на их оборот.
В законе «Об оружии» только этот дробовой патрон для короткоствольного оружия особо запрещен к обороту. Есть подозрение, что виной тому трагическая гибель в Воскресенске студента-юриста, родственники которого занимают немалые посты в юридических кругах нашей страны.
  • Like 2
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
×
×
  • Создать...