Solinary 19 Опубликовано: 24 января 2013 Рассказать Опубликовано: 24 января 2013 (изменено) Социологи опросили россиян о высшем образовании Социологи: Студенты смотрят на свою учебу сквозь розовые очки Студенты смотрят на свои зачетки и дипломы сквозь розовые очки, а их родственники – через черные. Фото: Сергей Карпов/ ИТАР-ТАСС24.01.2013, 17:22"Российская газета" - www.rg.ru Текст:Екатерина Добрынина "Вспоминайте иногда вашего студента!" Обычно на этот призыв, взятый из песни про средневековых бродячих поэтов-вагантов, жители России откликаются исключительно к дате - к Татьянину Дню, неофициальному студенческому празднику. Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решили от коллектива сограждан не отрываться и посвятили студенческим проблемам очередной опрос "к дате". Очень не зря это сделали и крайне вовремя. Итоги оказались красноречивыми. Помимо прочего, они показали, что у "бедных студентов" в головах по-прежнему порой гуляет ветер, а желаемое они выдают за действительное. Однако их родственники настроены куда строже и придирчивее. А уж "средние россияне", к вузам прямого отношения не имеющие, и вовсе бьют тревогу по поводу современного высшего образования. Кто прав, а кто не очень, социологи не уточняли: в их задачи это не входило. Пусть минобрнауки, студенты, профессора и все остальные заинтересованные стороны делают свои выводы и разбираются меж собой. Социологи спросили респондентов о том, как, с их точки зрения, меняется "ситуация в студенчестве" (формулировка исследователей) в таких аспектах, как материальное положение студентов, уровень профессиональной подготовки выпускников, общий культурный уровень и кругозор учащихся вузов, их отношение к учебе и стремление получать знание. Спрашивали также о преподавателях и их отношении к работе, о возможностях для выпускника вуза найти работу по специальности, а также о том, стало ли молодым специалистам легче получить высокооплачиваемую работу. Студенты проявляли недюжинный оптимизм. По их мнению, сильнее всего меняется к лучшему культурный уровень учащихся вузов: 42 процента студентов считают, что он повышается, 22 процента имеют противоположное мнение. Видимо, нет пророков в своей аудитории. Мнение тех россиян, которые сами в вузе не учатся, но имеют студентов-родственников, совсем иное. Слов "эти оболтусы" в списке предложенных ответов не было, но они явно читалось поверх всех цифр: 35 процентов студенческих родственников считают, что с культурой в вузах сейчас дело плохо. Перемены к лучшему отметили только 28 процентов, то есть чуть больше четверти опрошенных. А люди, которые за студентами наблюдают издалека и со стороны, и вовсе в печали. Треть из них (34 процента) считают, что в этой сфере все осталось как есть, четверть (26 процентов) говорят о переменах к худшему. Лишь 15 процентов считают, что студенты стали культурнее и умнее. Студентам чаще других респондентов казалось, что преподаватели стали лучше относиться к работе (так ответил 41 процент). Но что такое хорошо и что такое плохо, можно понимать по-разному. Видимо, здесь сыграла свою роль только что прошедшая сессия: со студенческой точки зрения, хороший лектор - слепой и глухой, хороший преподаватель - тот, который пятерок не жалеет, шпаргалок не видит и зачеты ставит не глядя. А вот родственники студентов думают совсем иначе. Лишь каждый пятый нашел повод похвалить вузовских преподавателей за неуклонное самосовершенствование. Гораздо больше - 39 процентов - говорят, что ситуация ухудшилась и работает профессура спустя рукава. Те же, кто изучал эту проблему "путем удаленного доступа" и "заочно", отмечают позитивные перемены еще реже - в 13 процентах случаев. Мы говорим "студент" - подразумеваем "бедный". Практически весь студенческий фольклор основан на бесконечном обыгрывании темы "одной сосиски и 16 вилок", тощего кошелька и недосягаемой стипендии. Изменилось ли что-то? Да, треть студентов (34 процента) сказали, что их материальное положение стало лучше. Родственники студентов разделяют такую точку зрения реже - "да" ответила лишь четверть респондентов из этой группы. А люди со стороны убеждены, что студенты как бедными были, так и остались. Лишь 15 процентов сказали, что "горемыки-школяры" наконец-то разбогатели. Некоторые студенты считают, что главная их задача - весело прожить "лучшее время" в своей жизни. К концу выпускного курса даже их посещает мысль, что поступали в вуз они не совсем для этого. Изменился ли к лучшему уровень профессиональной подготовки студентов? Сами они считают, что да. По крайней мере, так ответила треть (34 процента) студентов. Лишь каждый четвертый думает, что профподготовка в вузах явно хромает. Но вот члены семьи учащихся вузов оптимизма не проявили. 40 процентов из них считают, что профессиональные знания в вузах стали давать гораздо хуже, чем раньше. Только четверть (24 процента) видят здесь сдвиги к лучшему. Кстати, мнению родственников стоит доверять - зачастую именно эти люди вносят немалые суммы за обучение своих чад в вузах и справедливо возмущены тем, "за что деньги-то уплачены?!". Те респонденты, которые студентов в ближнем окружении не имеют, лишь в 12 процентах случаев отмечали в сфере их профессиональной подготовки позитивные перемены, треть не видела никаких, а 28 процентов высказывались в упадническом духе. "От сессии до сессии живут студенты весело". В этом отношении мало что изменилось. Сами студенты считают свое отношение к учебе в общем-то неплохим. 36 процентов сказали, что ситуация стала лучше, 34 процента - что хуже. Люди, которые наблюдают их дома или со стороны, видят позитив намного реже (30 и 15 процентов соответственно). Снова в анкете не было пунктов "лоботрясы и бездельники" - однако читалось все четко. Но были и случаи, когда мнения студентов, их родственников и сторонних наблюдателей различались не сильно. Единодушие было проявлено в ответах на вопрос о судьбе выпускников вузов. "Ничто не дается нам так дорого и не ценится так дешево, как высшее образование" - этот перефразированный лозунг (изначально посвященный вежливости в быту) как тянул на звание горькой правды, так ею и остался по сей день. Говоря о возможностях выпускников трудоустроиться по специальности, учащиеся вузов в большинстве случаев отмечали перемены к худшему (47 процентов). То же самое сказали социологам и остальные опрошенные (53 и 41 процент соответственно). Шансы найти не просто работу, а дело, за которое платят по высоким расценкам, у студентов и вовсе крайне малы. Про то, что в этом плане что-либо меняется к лучшему, говорили лишь немногие респонденты (особенно в группе сторонних наблюдателей - всего 6 процентов). Около половины (от 42 до 55 процентов) опрошенных считают, что чем дальше, тем меньше у выпускника шансов быстро найти хорошую, "денежную" работу. Мест нет, все билеты проданы. Даже экзаменационные. Опрос "РГ"[/font] Что лично вам дало и чем запомнилось обучение в вузе? [*] Чего, на ваш взгляд, не хватает современному российскому высшему образованию? [*] Какие специальности вам кажутся сейчас самыми нужными? [*] [*]Ваше имя: [*]Электронная почта: [*]Возраст: [*]Сфера деятельности: [*]Город: Результаты: Что лично вам дало и чем запомнилось обучение в вузе? Дало знания, запомнилось большим отрезком времени (Отдаленный) знания, опыт общения (образование, белгород) Обучение в ВУЗе мне лично дало возможность узнать и пообщаться со множеством интересных людей. А запомнилось оно мне постоянной нехваткой денег и всевозможными молодежными развлечениями. Александр (26, Юриспруденция, Санкт-Петербург) Чего, на ваш взгляд, не хватает современному российскому высшему образованию? Умения учить. Учить нужному в наше время. (Отдаленный) системности, глубины и стабильноти (образование, белгород) Количественного уменьшения ВУЗов и следовательно повышения конкуренции и качества обучения. Александр (26, Юриспруденция, Санкт-Петербург) Какие специальности вам кажутся сейчас самыми нужными? Воры, разбойники, мошенники, спекулянты, чиновники, пенсионеры (Отдаленный) те, на которые есть спрос промышленности (образование, белгород) Инженер и любые другие технические специальности. Александр (26, Юриспруденция, Санкт-Петербург) Изменено 24 января 2013 пользователем Solinary Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Misha_123 156 Опубликовано: 25 января 2013 Рассказать Опубликовано: 25 января 2013 Скажите на сколько бы уменшилось бфы количество российских студентов и аспирантов, если бы этот статус хотя бы частично не давал возможности откосить от армии??? Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Solinary 19 Опубликовано: 25 января 2013 Автор Рассказать Опубликовано: 25 января 2013 Предполагаю, что количество существенно не уменьшилось бы. Произошло бы перераспределение девочек и мальчиков на очной форме обучения и мальчики больше бы скапливались на иных формах обучения. Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.