Перейти к публикации

Презентация на тему: Казачья свадьба


Рекомендованные сообщения

Презентация на тему:[/font]


Казачья свадьба




Автор: Дарья Карпова

[/font]

Казачья свадьба.ppt

post-121-0-27002000-1357719767_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что есть казачество?

Борис Юлин, историк и военный эксперт, о казаках и казачестве.

http://www.dentv.ru/content/view/chto-est-kazachestvo/

Здравствуйте! Сегодня я бы хотел поговорить о казачестве и о казаках. С самим понятием казачество и с казаками связано огромное количество мифов. Начиная от таких, что казаки – это вообще отдельный народ, отдельный этнос, который случайно оказался вовлечен в русскую культуру, в русское государство. Подобные сказки разбирать, в принципе, особого смысла нет. Я бы хотел поговорить именно о том военном сословии, которое сложилось в Российской империи. Как оно сложилось, очень кратко, и что с ним в итоге произошло, то есть куда оно исчезло?

Дело в том, что само слово «казак» (исходно тюркского происхождения) – означает вольного человека. Казачество начало складываться в те же самые времена, когда и складывалось Российское государство, то есть при царях Иване III, Иване IV, Грозном. Складывалось оно в разных местах немного по-разному. Например, на Дону – это была смесь местных жителей и людей, которые бежали от крепости или от каких-либо бед на Дон. На Украине казачество складывалось в основном по двум направлениям. То есть там было верховое казачество – это, собственно говоря, украинское казачество. Это реестровые казаки, которые находились на военной службе у короля и низовое казачество – это запорожцы. То есть казачья вольница, фактически казачья республика, которая имела даже определенный суверенитет и участвовала в международных договорах.

В целом, на Руси и на ее окраинах складывалось две категории. Это вольное казачество и служилое казачество. Что на самом деле роднило оба этих варианта? Дело в том, что казаки – это военизированные поселения на беспокойных границах государства. При этом особой роли не играло, находились они на службе у какого-то монарха, у государя или являлись просто местной вольницей, то есть название использовалось общее. На Украине, например, были реестровые казаки, которые находились на службе у польских королей. У нас были городовые казаки, служилые казаки, которые находились на службе у московского царя. В России, собственно говоря, в это время армия представляла из себя служилое дворянство, где дворяне и боярские дети, со своими людьми, составляли основную силу государства – конницу.

Появилась более-менее постоянная пехота регулярная – это стрельцы. Третьей частью войск, довольно важной, были как раз таки служилые казаки. То есть они селились в приграничных городах, несли воинскую службу, получали за это земельные наделы, но в отличие от помещиков, которым земельный надел доставался при помещении вместе с крепостными крестьянами, казаки получали надел гораздо меньший и без крестьян, то есть они обрабатывали его сами. Но при этом в отличие от остального крестьянства, они не несли тягла, то есть они не платили никаких податей. Они были от них освобождены, но за это были обязаны вести военную службу.

Казаков служилых было довольно много. То, что они находились на границе государства, приводило к тому, что именно они занимались освоением новых земель, а не только защитой рубежей. Именно действиями казаков приросла Россия Сибирью. Ермак Тимофеевич – это казак. Он с казачьим отрядом и с небольшим количеством стрельцов покорил Сибирское ханство. Дальше Сибирь осваивалась такими известными исследователями, которые были тоже казаками, как Дежнев, Поярков, Хабаров. Их казачьи отряды добирались до Тихого океана и, собственно говоря, даже, проходили по нему. Так что Сибири – именно то, что она русская Сибирь – за это нужно сказать спасибо этим казакам. Дело в том, что это казачество, служилое казачество, которое осваивало Сибирь, оно напрямую своего, как бы сказать, казачьего пути не продолжило. То есть потомки этих казаков, которые освоили Сибирь, они потом со временем стали просто сибиряками, которые занимаются различными промыслами, земледелием, торговлей.

Основное казачье войско, которое было на Руси, сложилось не из этих городовых или служилых казаков, а из казачьей вольницы, например, которая была на Дону или с тех же самых украинских казаков. То есть из тех компактных групп, которые проживали за границей государства, либо на границе государства, и создавали, в общем-то, свою собственную военную структуру. Эти войска, со временем, даже не войска, а именно сами эти структуры, были объявлены казачьим войском. Имели сначала полное самоуправление, управлялись войсковым кругом. Впоследствии они эту автономию утрачивали и управлялись уже старшиной и назначенными атаманами. Старшины, собственно говоря, это те уважаемые казаки, которые управляют мирной жизнью казачьих станиц и атаманы, которые, собственно говоря, ведут, осуществляют военное командование.

Собственно говоря, именно в состав государства с уже частичной утратой автономии, казачьи войска были окончательно включены при Петре Великом. Собственно говоря, это и украинские казаки были (они служили еще и отцу Петра Великого – Алексею Михайловичу), и донские казаки (они тоже еще служили отцу Петра), но до этого не было никакой четкой организации. Делами казачества занимались различные приказы. При Петре I они были подчинены, казаки, военной коллегии. То есть военная коллегия стала заниматься делами казачества. С этого момента пошло именно служилое казачество Российской Империи. То самое казачество, которое нам известно по войнам с Наполеонам, по гражданской войне – это оно. Ключевое здесь то, что, на самом деле, при наличии государственной регулярной армии, казаки нужны только на границах. Именно поэтому пограничные территории, на которых были казаки до Петра, они постепенно исчезали. То есть казаки переходили на состояние обычных черносошных крестьян, либо казаки переселялись на новые, далеко отодвинувшиеся, границы государства. Здесь, кстати, интересна судьба украинского казачества.

Сейчас на Украине огромное количество людей считает себя потомками запорожцев, потомками украинских казаков и не только потомками, а они считают себя сами казаками. Типа, мы запорожцы. Они так сказать на себе оселедец, они ходят в шароварах, они устраивают сборища, но при этом, это, собственно говоря, банальные клоуны. Почему? Потому что на Украине казачества не осталось, так как границы государства отодвигались, то украинское казачество при Екатерине Великой было даже не ликвидировано, оно было переселено. Перед казаками был поставлен выбор: либо перейти на состояние крестьян, то есть добровольно отказаться от своего казачьего статуса, либо переселиться на Кубань и в Ставрополе. То есть на новые земли государства, на новые границы. Значительная часть казаков, они согласились на то, чтобы перебраться на новые земли. Там они построили город Екатеринодар, который сейчас известен как Краснодар. Они освоили эти земли. Они защищали там границы державы. Это и есть настоящие потомки украинских и запорожских казаков.

Небольшая часть казаков отказалась подчиниться императорскому указу и бежала к турками и сражалась на стороне турок против России. Эти казаки постепенно сошли на нет. Но уж точно они не живут на территории современной Украины. Наконец-таки, были те, кто предпочли не рисковать своей жизнью, не переселяться на новые места, а стать самыми обыкновенными, обычными черносошными крестьянами, то есть государевыми крестьянами. Собственно говоря, те, кто изображает из себя казаков на Украине, они на самом деле являются потомками крестьян.

Что же касается Российской Империи? Количество казачьих войск, на самом деле, не сокращалось в Российской Империи, а постоянно росло. То есть образовывались Оренбургское казачество, как раз, черноморское казачество, сибирское казачество, уссурийское, забайкальское, уральское и другие казачьи войска, то есть их было достаточно много. В какой-то момент прошло преобразование, когда кавказское казачество и черноморское казачество были территориально перераспределены, и получилось как раз Кубанское и Терекское казачество. Собственно говоря, значительная часть русского населения Ставропольского края и Краснодарского края – это потомки этих самых казаков.

По-прежнему казаки несли именно пограничную службу. По-прежнему они составляли и регулярную конницу российской армии, то есть участвовали в войнах, которые вела Российская Империя. Они имели достаточно большой срок службы, и они имели особый статус. Как раз таки больший земельный отдел, освобождение от податей, но при этом обязанность нести военную службу и, при этом, нести эту военную службу со своим оружием. Так продолжалось вплоть до Первой мировой войны. К 1916-му году вся численность населения казачьих войск, с женщинами, детьми, стариками составляла 4,5 миллиона человек. Из них почти полмиллиона служило в этот момент в армии. Срок службы казака в армии был, насколько я помню, 18 лет.

И вот произошла революция – сначала февральская, потом октябрьская. В результате казачество оказалось расколото также как и все остальное российское общество. То есть часть казаков поддержала красных, часть поддержала белых, часть пыталась отсидеться, просто посмотрев, что же дальше будет, чем все закончиться. Собственно говоря, это все прекрасно показано в таком произведении как «Тихий Дон». После победы советской власти казачество исчезло. Здесь опять же ходит такой миф, достаточно дикий, о том, что казачество было полностью уничтожено. Нет. Казаки остались жить там, где они живут. Поэтому мы сейчас имеем такое большое количество людей, которое является потомками этих казаков. Просто было ликвидировано в государстве сословное деление. Казаки – это сословие. При этом сословие это определяется именно военной службой. В Советском Союзе, уже вновь образованном, была не всесловная воинская повинность, притом только для основных, так сказать, коронных наций и с отсутствием воинской повинности для инородцев, а всеобщая воинская повинность для всех граждан. То есть все граждане должны были защищать свою Родину. Все граждане должны были работать. Все граждане должны были платить налоги, если такие налоги запрашивались. То есть, соответственно, сословного деления нет. Поэтому казачество, как сословие, остаться не могло. То есть люди остались, сословие исчезло, как и все остальные.

При этом сами казаки, как люди, они впоследствии участвовали в Великой Отечественной войне. На той же самой Кубани, на Ставрополе формировались казачьи дивизии сначала, а впоследствии казачьи кавалерийские корпуса. Правда, из-за отсутствия как раз сословного деления, часть бывших казаков служила в обычных частях, а часть людей, которые никакого до этого отношения к казачеству не имели, служили именно в казачьих корпусах. Это последнее, что касалось именно казачества у нас в стране. Казаки – это были те люди, которые являлись либо подросшей молодежью, которые помнят еще казачьи станицы, именно казачье сословие, либо, собственно говоря, казаки, которые воевали еще в Первую мировую и гражданскую. Впоследствии, разумеется, таковых не осталось.

Что сейчас представляет собой нынешнее российское казачество? Надо помнить, что назвать себя казаком, найти себе предков-казаков, увешать себя какими-то знаками, похожими на старые ордена и медали, повесить на бок шашку – это не стать казаком. Казачество определяется службой государству. Казак – это вольный пограничный поселенец, защищающий свою страну с оружием в руках. Если ты такой, можешь объявлять себя казаком, то есть казачество определяется именно службой. Очень важным моментом для понимания того, что такое казак, нужно знать такую вещь, что казаком можно было, хотя и с трудом, стать. То есть сначала казаком было стать легко, под конец Империи казаком было стать довольно сложно, но можно. Человек, не являющийся казаком, мог стать казаком. Человек, который был казаком, мог выйти из казачьего сословия, то есть казачество не передается по наследству. Казачество – это служба, исключительно военная служба своей державе. Других казаков не бывает.

это не про свадьбу, это про казачество, так к слову.

дабы понимать разницу между "конным водолазом" и казаком)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Во-первых, хочу сказать, что его сегодня принципиально не существует в том формате. как было в царской России. Пока это все клоунада.

+ много

Во-вторых, романтизировать казаков и их роль в истории российского государства - это очень похоже на романтизацию всяких организованных формирований и отеельных вольных вооруженных людей, признававших только силу оружия и "понятия" в соединенных штатах америки и на разных других заморских территориях.

+ очень много, и так клоунов в форме и с оружием достаточно
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Учитиывая, что я и мои предки по отцовской линиии родились на Дону

и у меня там корни есть) Воронежская область, хутор Бабка, огороды к Дону спускались. Очень интересные люди там жили)))
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...