Перейти к публикации

Ритейлеры – против принудительного внедрения безналичной оплаты


Рекомендованные сообщения

Продолжается скандал, связанный с утверждениями о том, что международные платежные системы контролируют значительную долю российского рынка карточных платежей и завышают комиссии за обслуживание. По мнению ряда экспертов, основная проблема лежит отнюдь не в плоскости наличия комиссии за обслуживание карт (торговая уступка) как таковой или ее величине. Суть ее заключается в попытках принудительно распространить прием безналичных платежей на всю российскую торговую сеть.

Так, 13 октября 2012 г. РИА Новости опубликовала новость о том, что Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) намерена обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России и Госдуму с просьбой изучить положение на рынке платежных систем в РФ. АКОРТ утверждает, что две крупнейшие международные системы, Visa и MasterCard, контролируют около 80% всех карточных платежей и завышают комиссии за обслуживание, сообщил исполнительный директор ассоциации Илья Белоновский.

Ритейлеры недовольны ставкой торговой уступки, в которой существенная доля приходится на комиссию платежной системы. Согласно исследованию, подготовленному специалистами лаборатории экономико-социологических исследований НИУ «Высшая школа экономики», в России она на 54% выше, чем в среднем по Евросоюзу в рамках системы MasterCard и на 80% – в рамках Visa.В ходе исследования было проведен опрос 42 розничных компаний, включающих 18 крупных, восемь средних и 16 малых предприятий. Согласно документу, доля безналичных платежей у опрошенных пока невелика – в среднем 17% по количеству, и 19% – по стоимости покупок.

Как считает И. Белоновский, именно высокий уровень комиссии тормозит массовое внедрение безналичной оплаты в российской offline- и online-рознице, так как ритейлерам не очень выгодно иметь дело с приемом безналичной оплаты по картам. Так, по системе Visa средний процент комиссии составляет 1,86%, по MasterCard – 1,89%, а максимальная величина, отмеченная исследователями, составляет 3,2% для обеих систем.

«Обслуживание безналичных платежей, как ни странно, обходится намного выше, в два-три раза, чем прием наличных» – добавил он. По его словам, в результате опроса был выведен консенсус мнений ритейлеров, считающих, что процент уступки необходимо понизить на 0,5-1 процентный пункт.

«Для нас критично вмешательство государства в эти процессы – с точки зрения комиссий, с точки зрения стимулирования рынка. Единственное, чего хотелось бы избежать, так это обязательности приема безналичных платежей», – заметил И. Белоновский, напомнив, что в настоящее время Минфин разрабатывает законопроект, обязывающий offline-ритейлеров в обязательном порядке принимать безналичную оплату.

Он добавил, что необходимо разрабатывать такую схему, которая учитывала бы пожелания розничных операторов и мотивировала их самих внедрять безналичную оплату.

Как отметил Вадим Радаев, первый проректор НИУ-ВШЭ, заведующий кафедрой экономической социологии, если принудительно внедрить безналичную оплату для всех, то это нанесет существенный удар по малой и средней рознице, для которой издержки будут очень высоки.

Журнал ПЛАС обратился к платежным системам MasterCard и Visa с просьбой прокомментировать инициативу ритейлеров.

«Торговые предприятия нашу позицию знают, – отметил Алексей Малиновский, региональный директор MasterCard Europe по взаимодействию с органами государственной власти в России, СНГ, странах Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы. – Мы уверенно заявляем, что уровень комиссии взаимообмена устанавливается оптимальным образом для каждого конкретного рынка и способствует развитию безналичных платежей на этом рынке. При этом торговые предприятия получают массу преимуществ от приема карт и принимают решение о подключении безналичных платежей, потому что исходят из потребностей своих покупателей, стремления нарастить обороты своего бизнеса, а не из желания банков или платежных систем навязать им определенную услугу».

В частности, продолжил А. Малиновский, благодаря услуге гарантии платежа у любого торгового предприятия колоссальным образом расширяется круг клиентов, которым можно реализовать свой товар. Сами ритейлеры подтверждают, что при оплате картами средняя сумма чека выше, чем при оплате наличными, подвел итог А. Малиновский

«Visa не устанавливает размер торговых уступок, – прокомментировал Дмитрий Вишняков, директор департамента по связям с государственными органами, Visa. – Visa определяет уровень межбанковских комиссий, которые являются доходом банков. Основная роль межбанковской комиссии – создать выгодные условия для всех заинтересованных сторон в индустрии безналичных платежей, как для выпуска карт, так и для их приема. Уровни межбанковских комиссий, устанавливаемых Visa в России, соответствуют аналогичным ставкам в ведущих странах мира. На сегодняшний день взвешенная политика по определению уровня межбанковской комиссии на российском рынке способствовала динамичному развитию безналичных платежей, включая значительное увеличение торговых точек, которые сегодня принимают к оплате карты Visa».

«Вопрос регулирования значений межбанковских комиссий уже поднимался ЦБ – отмечает Игорь Голдовский, генеральный директор компании «Платежные Технологии. – Есть понимание того, что ЦБ должен разумным образом регулировать значение этих комиссий. Это понимают и МПС».

Источник: ПЛАС-daily

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...