Перейти к публикации

Уважаемые дамы и господа юристы!


Рекомендованные сообщения

Инквизиционный процесс имел несколько довольно любопытных правовых норм, призванных оградить невинных от оговора. Аннулировались все долговые обязательства обвиняемого, т.е. донос не мог служить способом взыскания кредитором денег. Обвиняемый имел право отвода свидетелей. Он не знал фамилии свидетельствовавших против него ( их показания были анонимны ) но ему предлагали назвать своих врагов , способных его оговорить. Если среди упомянутых им врагов оказывалось лицо, давшее показания против обвиняемого, то эти показания из дела устранялись. Подсудимый имел право на: адвоката, на подачу кассационной жалобы. Существовало наказание за ложный донос. Если обвиняемый упорствовал в ереси, применялись пытки - всего по одному разу. В присутствии врача. 1 - дыба, 2-я пытка - водой, 3-я огнём. Если обвиняемый признавался в ереси и просил о покаянии, его освобождали, присудив епитимью.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

" Инквизиция создала четкую и хорошо продуманную концепцию ведения следствия и судебного процесса. Во всех уголках мира, где инквизиция занималась своей деятельностью, она это делала единобразно , логично и последовательно, сводя к minimum - у возможность ошибок и злоупотреблений собственных работников. Организацию процесса вообще можно назвать образцовой не только для 13 - го столетия ( инквизиция была создана в 1208 г. и получила повсеместное распространение в католическом мире после Латеранского собора 1215 г ). Для сравнения достаточно напомнить, что еще в начале 20 - го века "суд Линча" в CША признавался почти официальным ; группа благонадежных граждан вполне могла явиться в городскую тюрьму , чтобы казнить подозреваемого и это не считалось ни самосудом, ни массовыми беспорядками, ни попранием закона. Американская история сплошь пестрит подобного рода происшествиями. История же инквизиции не знает ничего похожего. Пытки - вот что осталось от инквизиции в короткой памяти потомков. Но пытки эти не были беспределом маньяков - мучителей. Само применение пытки требовало совместного постановления инквизитора и епископа, в чьей епархии слушалось дело. Отнюдь не каждого обвиняемого пытали, при весомости собранных улик обвинение не предлагало прибегнуть к пытке. Также регламент предписывал не начинать пытку в случае сознания обвиняемого в предъявленном обвинении. И история знает массу примеров, когда негодяи и заклятые враги католической церкви лицемерным раскаянием не только избегали пытки, но и вообще наказания в привычном нам понимании. Непримиримый враг церкви, глава альбигойского движения Раймонд Четвертый , граф Тулузский, принес церковное покаяние и с наложенной епитимией вышел на свободу, после чего приказал зверски замучить папского легата Пьера де Кастельно "©А.И.Ракитин,2000

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

" Атеистическая пропаганда, ставшая с известных пор в цивилизованных странах официальной догмой, любит подчеркивать ( и даже прямо смаковать ) жестокость инквизиторов, придавая этой жестокости черты паранойи. Думается, что касаясь этой деликатной темы историкам следует - хотя бы ради объективности!- упоминать о том, что инквизиции противостояли вполне реальные враги. Многие инквизиторы стали жертвами отнюдь не мифических заговоров и покушений. Имеет смысл напомнить некоторые имена и события :

- в 1235 г. в Каталонии, в г. Ургеле был убит первый местный инквизитор, доминиканец Пётр. Впоследствии он был причислен к лику святых, его мощи вплоть до 20 столетия сохранялись в местном соборе;

- в 1242 г. новый каталонский инквизитор Понс д'Эспира был отравлен еретиками;

- во второй половине 1230-х годов в Лангедоке убиты три инквизитора;

- 27 мая 1242 г. в замке Сен-Папуль, во Франции, убиты 9 доминиканских монахов, направлявшихся в Авиньон для организации там инквизиционного трибунала. Помимо монахов были убиты и 2 их слуг, которых нападавшие выбросили из башни замка на мостовую. Смертельно раненому инквизитору Арнальди убийцы отрезали язык;

- в 1251 г. в Кремоне убит инквизитор Фра Роландо;

- в 1251 г. по дороге в Рим убит один из самых примечательных членов "Службы святого следствия" Пётр Веронский. Замечательный проповедник снискал себе уважение и славу поразительным бесстрашием. В 1244 г. он явился в охваченную еретическими волнениями Флоренцию и в одиночку вышел с проповедью к толпе, готовой растерзать его. Но проповедь инквизитора перевернула воззрения врагов, не только сохранивших ему жизнь, но даже ставших его горячими защитниками. Ежедневные проповеди Петра Кремонского вызвали такой интерес населения, что городским властям пришлось убрать с центральной площади торговые ряды, дабы она могла вместить всех желающих. Пётр Кремонский знал, что на него готовится покушение, но отказывался от охраны и отправился в свой последний путь пешком. Пронзенный ударом ножа в спину, он написал собственной кровью на камне "credo" ( "верую" ). Убийца впоследствии сознался в преступлении и рассказал, что некоторое время до нападения шёл рядом с Петром Кремонским, разговаривая, затем попросил его благословения, после чего ударил ножом. Пётр Кремонский причислен Ватиканом к лику святых;

- в 1251 г. в Милане убит инквизитор Пётр д'Аркантъяго;

- в том же году в городке Вальтелина убит инквизитор Фра Пагано да Лекко и его спутники;

- 15 сентября 1485 г. руководитель инквизиционного трибунала Арагона Педро Арбуэс д'Эпила убит в митрополичьей церкви во время молитвы. В 1664 г. причислен к лику блаженных;

- в 1534 г. возле Бадахоса убит один из важнейших агентов инквизиции, имевший право личного доклада королю, Энрико Нунес, еврей по национальности.

Данный перечень отнюдь не претендует на всеохватную полноту, он лишь призван указать на весьма существенное обстоятельство : враги инквизиторов были вполне реальны и притом весьма опасны. Не присваивая себе право расставлять нравственные оценки ( что само по себе неблагодарное занятие ) считаем нужным подчеркнуть : неправильно изображать инквизиторов этакими волками-живодерами, а их противников уподоблять невинным агнцам. Средневековье было весьма суровым временем и не стоит судить его с современных позиций"

"На инквизицию "навешены" грехи, к которым она не имела ни малейшего отношения. Так чудовищная охота на ведьм, которая и в самом деле имела место в германских землях в 17 столетии, приписывается инквизиции. Князь - епископства Бамберг и Вюрцбург, где в течение 1625 - 1631 гг. были сожжены около 1500 человек по обвинению в колдовстве, действительно были католическими. Из этого по умолчанию делается вывод, что люди пострадали по вине "одержимости" инквизиторов. Но историческая правда такова, что в этих землях не существовало инквизиционных трибуналов и приговоры сотням мнимых ведьм выносили суды епископальные, не имевшие никакого отношения к инквизиционным. Наш сайт обязательно вернется к этой интереснейшей теме, поскольку она прямо касается истории пыток ; в отдельном очерке будут разобраны обстоятельства этих гонений.

Еще одним историческим штампом является утверждение, что будто бы именно инквизиция осудила на костер Жанну д'Арк. Это неправда. Французская инквизиция устранилась от подготовки и участия в судебном процессе над "Орлеанской Девой". Генеральный Инквизитор Франции отклонил два приглашения на участие в процессе. Вместо себя он послал чиновника, который специально задержался в дороге, пропустил допрос обвиняемой и на этом основании заявил, что не может иметь суждений по сути дела. Кстати, этот опоздавший инквизитор ( звали его Жан Леметр ) выразил удивление отсутствием у Жанны д'Арк адвоката ; суду пришлось такового ей предложить. Согласитесь, подобные нюансы полностью переворачивают картину событий.

Следует подчеркнуть, что такого рода шулерских "передергиваний" исторических фактов великое множество. Они наполняют собой школьный курс истории, они постоянно повторяются массой популярных псевдоисторических изданий.

Другим аспектом упомянутого явления ( т. е. целенаправленного искажения истории ) является приписывание инквизиции преступлений, совершенных по постановлению церковных судов протестантских конфессий. Следует ясно понимать, что инквизиция - это католический институт, постоенный на базе монашеского ордена доминиканцев. У протестантов не было инквизиции ; более того, инквизиция была их заклятым врагом. Но самые ужасные преступления против здравого смысла и человечности были совершены именно протестанскими церковными судами. По их постановлениям устраивались массовые казни, перед размахом которыми меркнут даже самые масштабные испанские autо de fe. Самое массовое в истории сожжение живых людей устроили отнюдь не инквизиторы ! В 1589 г. по постановлению епархиального суда г. Кведлинбург в ходе одной казни были сожжены заживо 133 человека. В то время Саксония была территорией, отколовшейся в ходе Реформации от католического лагеря. Так что люди эти погибли отнюдь не по вине инквизиции. Историки взахлеб называют огромные цифры человеческих потерь, но при этом всячески избегают пояснять, какая именно конфессия обрекала этих людей на гибель. И потому неосведеомленный в перипетиях внутрицерковной борьбы человек приходит к выводу, что во всех этих ужасах виновата инквизиция. Кстати, сами цифры погибших очень часто являются оценочными и могут быть оспорены"

"На каком этапе и почему история инквизиции подверглась искажению ?

Прежде всего, над этим немало потрудились протестанты, являющиеся и поныне закоренелыми врагами католицизма. На совести протестантских проповедников и законоучителей чудовищные преступления против человечности, такие, перед которыми бледнеют все огрехи инквизиции. Самое массовое в мировой истории сожжение живых людей совершили отнюдь не католики, а именно протестанты : произошло это в 1589 г. в немецком г. Кведлинбург, Саксония. Тогда были сожжены 133 человека. Сожженных могло бы быть больше, но в последнюю минуту палач упросил судей даровать жизнь трем молоденьким "ведьмам". Как тут не вспомнить Монтеня : "Сожжение несогласного с тобой живого человека слишком большая плата за собственную гордыню". Впрочем, как видно из нашего исторического экскурса, протестанты так не считали.

Протестанты, сами немало пострадавшие от преследований инквизиции, создавали суды, во многом аналогичные "Службе святого следствия", с той лишь только разницей, что действовали они куда своевольнее и вульгарнее. Имеет смысл напомнить об истории замечательного "консисториума", учрежденного в Женеве Кальвином и о том произволе, с каким судил своих врагов этот прославившийся еретик. В 1547 г. консисториум отправил в костер Жана Гюйе, а в 1553 г. Кальвин лично добился сожжения заживо испанца Михаила Серведе. Последний был известен своими антикатолическими памфлетами, после издания которых он был вынужден покинуть родину, опасаясь преследования "Службы святого следствия". Многие швейцарские протестанты заступались за Серведе перед Кальвином, но великий законоучитель продемонстрировал воистину протестантскую твердость духа! Оказалось, что братья-единомышленники страшнее инквизиции, только романтичный идеалист Серведе это понял слишком поздно.

Можно привести и другие фантасмогорические истории. Чего только стоит, например, расправа лютеран над саксонским канцлером Крелем, своим единомышленником, имевшая место в 1586 г.!

Протестантские историки очень не любят вспоминать и о том большом вкладе, который внесли их теологи в общеевропейскую "охоту на ведьм". Имеет смысл напомнить о немалых заслугах в этом деле знаменитого в свое время юриста-демонолога Бенедикта Карпцова ( 1595-1666 гг. ). По подсчетам его восторженных учеников профессор многих германских университетов отправил на костер около 20 тыс. человек, обвиненных при его участии в сношениях с нечистой силой! Глубокомысленная книга этого протестантского юриста под нейтральным названием "Об уголовных законах", посвященная науке разоблачения ведьм и колдунов, только за первые 90 лет с момента первого издания ( т. е. с 1631 г.) была издана бОльшим тиражем, чем "Молот ведьм" за все предшествующие столетия!

Однако, мы здесь мы наблюдаем удивительный парадокс : "Молот ведьм" ныне широко известен, выложен на всех языках в интернете, цитируется врагами католицизма к месту и не к месту, а вот юридические изыски Бенедикта Карпцова замалчиваются. Странная, весьма избирательная скромность присуща протестантским врагам Ватикана и инквизиции, не правда ли ?"

©А.И.Ракитин,2000

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Игорь, спасибо! Редкий материал!

Присоединяюсь!
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, девушки! :) Вы, кстати, в курсе, почему я этим занялся :) Меня просто поразило то, что именно инквизиция, как ни странно, заложила основы современного судебного процесса. Как и иезуиты - систему современного университетского образования.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пытки - вот что осталось от инквизиции в короткой памяти потомков. Но пытки эти не были беспределом маньяков - мучителей. Само применение пытки требовало совместного постановления инквизитора и епископа, в чьей епархии слушалось дело.

Очень похоже, кстати, на "тройки" :) В нашем случае тоже возлагали ответственность на главных лиц региона. И правильно.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень похоже, кстати, на "тройки" :) В нашем случае тоже возлагали ответственность на главных лиц региона. И правильно.

Где-то во Франции, кажется, даже судили епископа за разрешение пытать невиновных.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...