Maria Semenova 183 Опубликовано: 17 июня 2012 Рассказать Опубликовано: 17 июня 2012 Башкирская свадьба Выполнила Меленчук Дарья Башкирский свадебный ритуал — многоступенчатая народная драма, в которой нашли преломление мировоззрение и ментальные особенности народа, его самобытная музыкально-художественная культура, специфика хозяйственно-бытового уклада. Свадебные торжества в прошлом проводились обычно осенью и зимой, когда уменьшались житейские заботы башкир, занимавшихся отгонно-кочевым скотоводством. В далёком прошлом у башкир существовал обычай помолвки малолетних детей, который назывался "праздник колыбели" — бишектуй (бшиек туйы) или "продевание серёг" — сыргатуй (hырга туйы, hырга кабак). Два хана, бия или батыра, в семьях которых примерно в одно и то же время ожидалось рождение ребёнка, с целью закрепить дружбу сговаривались породниться. Для башкирской свадьбы характерен калым – выкуп, своего рода компенсация роду за невесту. Калым не мог быть ниже общепринятого уровня: две лошади, одна отцу невесты, другая закалывалась на угощение гостям, матери невесты – шубу (лисью, реже овчинную, халат), материал на платье невесте, деньги на свадебные расходы. Кроме этого, жених приносил «малый калым» – подарок лично невесте (сундук, сапоги, халат, шаль, платок, рубаху). Получив калым, отец невесты давал взамен приданое невесты (инсе мал), в состав которого входили все виды скота, предметы быта (постель, домашняя утварь, обязательно самовар и др.). Оно считалось собственностью женщины. В случае развода по инициативе мужа или возвращения после смерти мужа в отцовский дом женщине должны были вернуть её приданое и невыплаченную половину махра; её личные вещи и украшения переходили к дочерям. Обряду свадьбы предшествовали взаимные посещения сватов. Гостили по нескольку дней, это сопровождалось целым рядом ритуалов – что кому дарилось, как встречать гостей. Посещение дома жениха сопровождалась раздачей тёщей символических подарков (налобные повязки – женщинам, лоскутки материи – мужчинам, рубаху – отцу жениха, нитки – старухам), за это она получала ответные дары. Отдаривались все, кроме старух. На этом предсвадебные ритуалы заканчивались. Первый приезд жениха к невесте сопровождался ритуальными игровыми действиями. Сначала подруги невесты прятали её в какой-нибудь постройке в деревне, в лесу или в поле. Затем начинались поиски. В них принимали участие молодые женщины-невестки (енгэлэр), обычно жёны старших родных братьев невесты или младших братьев родителей и дружка жениха (кейэу егете). В источниках XVIII—XIX вв. встречаются сведения о том, что жених также участвовал в поисках, а после обнаружения невесты должен был нести её на руках. Часто в ходе поисков инсценировалась "борьба" между молодыми женщинами и девушками, заканчивающаяся победой женщин. Обнаружив местонахождение девушек, женщины старались схватить невесту и её ближайшую подругу. После этого все шли к дому, отведённому для молодых. Дверь перед женихом не открывали до тех пор, пока дружка не одаривал женщин деньгами или платками. Назывался этот обычай "дверная ручка" (ишек быуыу, шиек бауы). В прошлом у башкир бытовал и обычай умыкания (кыз урлау), чаще всего с согласия девушки и её родителей. Это вносило некоторые коррективы в свадебную обрядность и уменьшало свадебные расходы. Башкирская свадьба, в первую очередь, свадьба религиозная. Поэтому в мечете мулла читает никах - это мусульманский обряд венчания. И только после благословления муллы брак можно регистрировать в отделе ЗАГС. Важным этапом современной башкирской свадьбы, особенно в сельской местности, является переезд невесты в дом жениха. С древнейших времен и до сегодняшнего дня на проводы невесты собираются многочисленные гости, друзья, знакомые, соседи, детвора. Чтобы из дома не ушло благополучие, провожая невесту, ей вослед бросают конфеты, деньги, желают ей семейного счастья и всех возможных в этом мире благ. И сегодня, когда провожают невесту, говорят: ”В доме жениха ложись камнем”, то есть останься навсегда. Молодых встречают родители жениха, родственники, гости. Потом приезжают в дом жениха. Сегодня все действо будет происходить здесь, и у ворот собирается вся деревня. Первыми невесту встречает родня жениха. Под ноги невесты кладут пуховую подушку - заходить в этот дом она всегда будет с удовольствием. Потом серьезные испытания ждут невесту: хозяйственная ли жена досталась ли жениху, проверяют его тети и мама. Они внимательно смотрят, как девушка нарезает лапшу для супа - она должна получиться тонкой и мелкой. Результат потом обязательно показывают старшим. Жена должна уметь накормить и напоить любимого мужа. Как известно, у башкир было довольно негативное отношение к разводу. По свидетельству исследователей края, разводы среди башкир встречались крайне редко. ”Первый муж — богом дан, — говорили в народе, — второй — стыд на лице”. Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.