Перейти к публикации

«Грязный» триллион


Рекомендованные сообщения

Именно такой объем денег сомнительного происхождения вращается в российской экономике.

Проблема противодействия отмыванию доходов, полученных незаконным путем, никогда не переставала быть для банков важной. Но недавно она обострилась еще сильнее в связи с выходом Положения 375-П Банка России, в котором прописаны требования к банковским правилам внутреннего контроля (ПВК). И здесь очень кстати оказалась традиционная X Международная научно-практическая конференция «Повышение эффективности российской системы ПОД/ФТ: новые вызовы и стратегические задачи». Ее организаторами выступили Ассоциация российских банков (АРБ), Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) при участии Госдумы и международных организаций. На ней банкиры получили необходимые разъяснения от Росфинмониторинга и Банка России.

Открывая конференцию, глава АРБ Гарегин Тосунян отметил, что ассоциация уделяет большое внимание проблеме ПОД/ФТ – регулярно проводятся семинары, круглые столы, работает профильный комитет АРБ. Также Тосунян обратил внимание, что банки, пойманные на содействии финансовым махинациям, никогда не могут работать без прикрытия. Если обнаруживается, что некий банк проводит нелегальные потоки, нужно искать их источник и коррумпированных людей в правоохранительных органах.

Первый заместитель руководителя Росфинмониторинга Юрий Короткий выступал вместо заявленного главы Службы Юрия Чиханчина. Он напомнил, что 2011 год стал юбилейным для системы ПОД/ФТ. За 10 лет сложилась в целом эффективная система, основанная на сотрудничестве государства и частных структур под воздействием стандартов, принятых на международном уровне. Росфинмониторинг благодарит банковское сообщество за активное взаимодействие.

Все время появляются новые вызовы и угрозы, под воздействием внешних и внутренних факторов ужесточаются требования к эффективности систем. Руководство страны уделяет особое внимание системе ПОД/ФТ. За основу теперь будет принят рискоориентированный подход для более грамотного распределения усилий государства и банковского сообщества. Важно сосредоточиться на главном и не распылять ресурсы. Государство обязано выявлять риски внутри страны и прогнозировать их. ФАТФ указывает на необходимость усиления надзора за финансовыми группами, так как в них может происходить дробление преступных действий во времени и пространстве.

Необходимо установить конечного собственника по каждой сделке. Банки должны отторгать клиентов, уличенных в незаконных операциях. Государству и банкам важно совместно прогнозировать модели преступной деятельности, а не гоняться за преступниками из банков в ломбарды или из ломбардов на рынок ценных бумаг. Налоговые преступления или сокрытие очевидных объектов налогообложения будет считаться предикатом к отмыванию.

Юрий Короткий также высказал нетипичную мысль – операции, проведенные безналично, расследовать сложно по причине разрозненности источников информации. А еще в одном из банков была найдена двойная бухгалтерия, легальная и нелегальная сводка платежей. Банковской сфере по-прежнему будет уделяться повышенное внимание. Это основная зона боевых действий, несмотря на повышение роли других платежных систем. В экономике крутится 1 трлн. рублей денег «грязных» или, как минимум, с признаками сомнительности.

В правительстве проходит согласование расширение полномочий банков по отношению к клиентам при открытии банковского счета, приостановлении операций и при закрытии банковского счета. Нужно ли создавать списки неблагонадежных клиентов? Юрий Короткий не уверен, что это правильный шаг. Кроме того, может иметь место компрометация конкурента.

Заместитель директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский прокомментировал изменения в нормативных актах ЦБ, которые были восприняты некоторыми банками как революция. Положение 375-П было подписано 2 марта 2012 года, опубликовано 18 апреля, а вступает в силу 29 апреля 2012 года.

Что явилось подоплекой формулирования именно требований, а не рекомендаций к внутреннему контролю? В 2008 году российская система ПОД/ФТ проходила оценку со стороны международных институтов, и они ставили под сомнение действенность рекомендательных актов ЦБ и правительства. Но теперь нужны именно требования – так решил законодатель. Принятый в прошлом году закон ФЗ-161 о национальной платежной системе – новый вызов в части борьбы с отмыванием. Связанный с ним ФЗ-162, который вносит поправки в большое количество законодательных актов, в том числе – в 115-ФЗ. Полномочия ЦБ и правительства трансформированы, и теперь регуляторы не рекомендуют, а требуют. ЦБ не был инициатором таких изменений, но и не возражал против них, чтобы не было лишних дискуссий об объеме и акцентах при учете рекомендаций.

И это не следует воспринимать как революцию. В 375-П закреплены позиции, которые были апробированы в рамках 137-Т и 99-Т. Нет ничего принципиально нового для тех банков, которые ранее не игнорировали рекомендации ЦБ. 375-П направлено на повышение статуса сотрудников службы внутреннего контроля (СВК). Часто СВК имеют в банках низкий статус, «чтобы не мешали деньги зарабатывать». Высокий статус у контролеров только в крупных или выходящих на международный уровень кредитных организациях (в нашей реальности это одни и те же банки).

Очевидно, что в условиях, когда схемы отмывания постоянно усложняются, и выполнять все функции ответственный сотрудник в одиночку не в состоянии. Обязательно нужно создавать подразделение. Но банки могут выбрать один из двух вариантов – создать спецподразделение по борьбе, либо возложить эти функции на одно из существующих подразделений, например, подразделение безопасности. Второй вариант, видимо, станет более популярным. Прописан функционал, права и обязанности, которыми должны располагать эти лица и подразделения. С точки зрения наполнения правил внутреннего контроля тоже нет ничего нового.

16 февраля 2012 года ФАТФ утвердила новые требования, и уже 2 марта 2012 года Банк России их учел. Управление риском – принципиально новый элемент. Регулятор и банки должны будут научиться применять новые требования.

Принципиально важно, что, несмотря на вступление 375-П в силу 29 апреля 2012 года, банкам дается годичный адаптационный период, в течение которого нужно будет модифицировать систему ПОД/ФТ. Меры воздействия к банкам применяться не будут до 29 апреля 2013 года. «Вот тогда-то мы с вами и встретимся», – сказал Ясинский и напомнил, что 375-П готовился совместно с банковским сообществом.

Член правления ВТБ Эркин Норов выступил с позиций человека, который не так давно курирует эту сферу (и этот доклад в кулуарах признали лучшим на конференции). Он поблагодарил регуляторов за то, что они учли некоторые предложения банков. Но нужно «дожимать» и другие вещи.

Докладчик рассказал, что начав курировать сферу ПОД/ФТ, решил разобраться, где есть претензии к банку. Основная проблема – сроки сообщения об операциях. В ВТБ усилили администрирование в сети с акцентом на персональную ответственность как рядовых сотрудников, так и руководителей филиалов в части безусловного соблюдения требований 115 ФЗ и Банка России. Работники филиалов, которые работают во внутреннем контроле, привязаны к головному офису и из него регулируются. Усилены проверки системы по ПОД/ФТ. Совершенствуются IT-системы. В общем, ВТБ приложил много усилий за короткий период, чтобы вовремя сообщать в Росфинмониторинг. В 2011 году банк сообщил о 65 тыс. таких операций.

По данным за 2010 год (за 2011 год статистики еще нет), Росфинмониторинг получил 6,5 млн. сообщений от банков. Всего ведомство получило порядка 7,2 млн. сообщений от всех организаций. На всех работников Росфинмониторинга, включая водителей, приходится в рабочий день более 70 операций. На непосредственных специалистов – больше 100 штук в день. Это неподъемная задача для ведомства. Они честно пытаются ее решить.

В результате создана странная система, одна из самых формализованных систем в мире. Банки обязаны выполнить определенные формальные требования, а не предотвратить собственно отмывание. Например, ВТБ усилил регулирование и контроль, претензий от территориальных управлений ЦБ нет. Но при этом смущает эффективность действующей системы с точки зрения концентрации усилий на реальном противодействии отмыванию незаконных доходов.

Надо выбираться из формального круга. Система выстроена «не туда», и каждый это понимает. Крен в сторону обязательности сообщений нужно убирать, лучше вообще их отменить как класс. Все эти сообщения – судя по опыту ВТБ – не свидетельствуют ни о финансировании терроризма, ни подозрительных операций. Просто лишняя информация, значимость которой стремится к нулю. Нужно вычленить важное. Можно ли банкам доверить такую свободу? Да. Банки готовы платить за свободу усилением санкций со стороны ЦБ и Росфинмониторинга, в случае, если реализуется серьезный риск.

Эркин Норов привел несколько примеров из практики банка. Например, ВТБ регулярно сообщал о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг, выполняя свои контрольные функции. Одновременно, реагируя на рост объема таких операций в интересах минимизации репутационных рисков, банк был вынужден закрыть счета этих клиентов. Из них лишь две компании подали в суд, остальные ушли, не протестуя. В случае с подозрительными клиентами сотрудники ВТБ провели собственное финансовое расследование и легко разобрались, откуда пришли эти деньги и во что преобразовались эти компании. Нужно включить аналитический потенциал банков в работу – и вся система станет намного эффективнее.

Надо исключить ст. 15.27 КоАП, не распространять ее на банковскую систему. Застращали людей, которые работают в отмывании, что люди не хотят в ней работать, а молодежь привыкает работать в формализованной системе, сказал член правления ВТБ.

Исполнительному вице-президенту по правовым вопросам АРБ Андрею Емелину было сложно выступать после столь яркого доклада. Емелин остановился на необходимых поправках в законодательство, которые снизят формальную административную нагрузку на банки и позволят им более эффективно отслеживать подозрительные операции. Требуются изменения системы административной ответственности за нарушения законодательства ПОД/ФТ. Нужно в ст. 15.27 КоАП отделить нарушения, связанные с отмыванием, от нарушений, связанных с организацией и осуществлением внутреннего контроля.

Директор по продвижению компании «Диасофт» Дмитрий Щетинин рассказал о практике решения задач ПОД/ФТ в многофилиальном банке на примере СМП Банка, имеющего более 100 офисов. Сеть подразделений распределена по 29 регионам и часовым поясам. На специалистов ложится большой объем работы с бумажными документами. В день в Росфинмониторинг приходится отправлять до 300 уведомлений. Решение на платформе Flextera позволила ввести единые правила (стандартизацию правил контроля) для пользователей, поддерживать территориальную распределенность за счет конвейерной обработки и непрерывного контроля операций банка, а также консолидировать информацию из нескольких учетных система банка от разных вендоров. Теперь банк может вести анкеты клиентов, журнал запросов клиентам, вести расследования, автоматически формировать уведомления для Росфинмониторинга. Главный эффект от внедрения – поддержание рисков нарушения на низком уровне и исключение «человеческого фактора».

Александр Наумов, председатель комитета АРБ, коснулся проблемы закона Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA). Он может оказать серьезное влияние на бизнес российских компаний за рубежом. Они должны заключить соглашение с американским налоговым ведомством о готовности передавать сведения об открытых счетах американских физлиц. Требуется сопряжение с национальным законодательством. Сейчас правительство готовит соответствующие акты, чтобы банки подключались не по отдельности, а централизованно через российские государственные органы, но чем кончится дело, пока неизвестно, а времени осталось мало – лишь до 30 июня 2012 года.

Подробнее: http://bankir.ru/novosti/s/gryaznyi-trilli.../#ixzz1xVsgyJeT

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...