Перейти к публикации

Церковь и власть на всем протяжении российской истории


Мария Демьянова

Рекомендованные сообщения

Мария Демьянова

История России – часть мирового исторического процесса, однако у нее имеются свои особенности. На Россию огромное воздействие оказывало евразийское пространство, многонациональный, многоконфессиональный характер населения, природа и климат. Россия – локальная цивилизация, возникшая между Востоком и Западом. На уникальность положения и развития российской цивилизации обращали внимание многие историки, политологи, философы и поэты. «Мы любим все – и жар холодных чисел, и дар божественных видений» - писал в начале XX века А. Блок. Когда формируется цивилизация, то закладываются ее системно-образующие свойства, которые сохраняются на протяжении веков. На развитие российской цивилизации особое влияние оказывал религиозный фактор. На протяжении всей российской истории между православной церковью и государственной властью существовали сложные противоречивые отношения. И «святители» и «власти» вносили общий вклад и в развитие русской государственности, и в становление Русской церкви. Отношения двух составляющих российского государства - церкви и власти - это очень объемная тема, поэтому я в своей работе попыталась проследить эти отношения лишь на некоторых этапах истории.1.Предыстория российской цивилизации – Киевская Русь.Первым правителем, который попытался использовать религию с целью укрепления власти, был князь Владимир Святой. После неудачной реформы язычества он обратился к монотеистическим религиям. Выбор пал на христианство, которое пришло на Русь из Византии. Характерно, что Владимир практически сразу же отказался принять христианство от Рима. Здесь много причин. Одна из них в том, что новокрещенные народы сразу же включались в жесткую церковную иерархию, с полным подчинением далекому Риму. На выбор Владимираповлияли такие факторы, как укрепление связей с процветающей Византией, установление отношений с христианским миром и, безусловно, укрепление власти. 988 год – год крещения киевлян по византийскому образцу, принято считать годом Крещения Руси. Во многих русских городах крещение происходило по принуждению. Так Митрополит Иларион писал: «Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились, если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия связана с властью». Однако процесс христианизации растянулся на столетие, а некоторые славянские племена приняли новую веру только вXIIIвеке, в том числе вятичи, что свидетельствует, в целом, о ненасильственном распространении христианской веры. Долгое время христианские народы соседствовали с языческими обрядами, именно это стало основой двоеверия. Владимир, принимая от Византии православие, нового для себя Бога и новую Церковь, стремился сохранить достаточную свободу и самостоятельность. Неслучайно, уже в 1051 году князь Ярослав Мудрый поставил на митрополичий престол русского монаха Илариона. Новый митрополит поддерживает Ярослава и словом, и делом: создавал библиотеки, переводческие центры при монастырях. В своих сочинениях «Слово о законе и благодати», «Исповедь веры» прославлял русских князей, благодарил Ярослава Мудрого: «При нем вера христианская плодится и расширяется, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться». В это время Русь становится равной другим христианским народам, укрепляются отношения с другими цивилизованными странами, растут династические связи. Деятельность Киевских князей способствовала формирования образа православного великого князя. В своем знаменитом «Поучении» Владимир Мономах создал идеальный образ князя-христианина, гуманного по отношению к «убогим» и радеющего об интересах своей страны. При этом он подчеркивает, что не только пост и выполнение обрядов, но и добрые дела и искренняя молитва – показатели истинной веры. Неслучайно, многие политические деятели в России удостоились сана святых не только за христианские добродетели, но и за то, что ставили государственные интересы выше личных, например Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие.2.Церковь и власть в период Удельной Руси.В период феодальной раздробленности, время дробления на отдельные феодальные княжества, Русь оставалась единой православной общностью, благодаря тому, что удельные князья поддерживали церковь – организовывали строительство храмов, и способствовали распространению книжности, создавали центры культуры внутри удельных земель по образу и подобию Киева. Ярким примером этого является возвышение Владимира при Андрее Боголюбском. Тогда на Руси устанавливается культ почитания Пресвятой Божией Матери. Так Андрей Боголюбский, стремясь возвысить Владимиро-Суздальское княжество, использует строительство Успенского собора во Владимире и Церкви Покрова на Нерли, а также привозит икону Владимирской Божией Матери, которая стала символом христианской России на все времена. Он же становится инициатором установления праздников – Спаса и Покрова. Церковь также поддерживает его стремление возвысить город Владимир. Ослабление роли Киева в качестве духовного центра приводит к переезду Киевского митрополита во Владимир.3.Монгольское нашествие и возвышение Москвы.Во время ордынского ига Русская Православная церковь оказалась в двойном подчинении. Делами русской митрополии распоряжалась Византия, митрополиты назначались преимущественно из греков. В тоже время церковь и государство подчинялись власти Золотой Орды. Ордынские ханы обложили Русь разного рода данью и повинностями. В качестве подручников Орды русские князья должны были ездить в Орду за ярлыками, без которых они не могли управлять своими землями. Золотая Орда хорошо понимала значение церкви в жизни русского государства и поэтому, вместо гонений на православное духовенство, Орда освободила Церковь от дани и объявила неприкосновенными ее владения, вместе с тем, подобно князьям, русские митрополиты должны были ездить в ханскую ставку за ярлыками, подтверждающими права церкви. Иногда высказывается мнение, что привилегии сделали церковь орудием ордынской политики. На мой взгляд, это легко опровергнуть: во-первых, среди раздоров, междоусобных браней, всеобщего одичания, разорительных татарских набегов церковь напоминало народу о былом величии, звала к подвигу. Так епископ Серапион в конце XIII века призывал: «Господь сотворил нас великими, мы же своим ослушанием себя притворили в ничтожных».;во-вторых, церковь укрепляла православный дух и патриотизм. Так в момент битвы с крестоносцами русские во главе со Святым князем Александром Невским, к тому времени уже подвергшиеся монгольскому вторжению, не дали обратить себя в католическую религию. Католическое влияние рассматривалось русским духовенством более страшным, чем монголо-татарская веротерпимость. Сохранение собственной веры, по убеждению святителей той поры, означало и сохранение независимости духовной жизни народа, а независимость духовная, несомненно, должна была привести к политической независимости.Если XIIIвек был временем проникновения христианства в массы населения – народ искал защиты и покровительства у Бога, то XIV век стал веком осознания необходимости борьбы с Ордой. В значительной степени этому способствовало возвышение Москвы. Иван Калита, являясь послушным данником Орда, расширял московские земли и переманил в Москву митрополита Петра. Москва становится центром православия на Руси раньше, чем светской столицей. В среде церковных деятелей и святителей, таких как Сергий Радонежский, вызревала мысль о необходимости освобождения от врага. Именно в такой обстановке воспитывались герои Куликовской битвы, в том числе Дмитрий Иванович, после победы на поле Куликовом прозванный Донским. В княжении Дмитрия Донского огромную роль сыграл митрополит Алексий, который сделал все, чтобы ярлык на великое княжение достался девятилетнему Дмитрию Ивановичу. Алексий был духовным наставником московского князя, он помогал ему во всех делах и советом, и делом.В феодальной войне XVвека одержали победу московские князья благодаря поддержке церкви. Война привела к значительному укреплению великокняжеской власти Василия II. Это способствовало укреплению основ истинного православия. Московская Русь выступила категорически против Флорентийской унии. В 1448 году в Москве состоялся Собор, на котором был избран первый независимый митрополит Иона – Русская церковь стала автокефальной. Однако Московская митрополия попала в прямую зависимость от великокняжеской власти.В XVвеке произошли важнейшие события, как в духовной, так и в светской жизни. В 1453 году под натиском турок пала Византия, а в 1480 году Россия освободилась от монголо-татарского ига. Это привело к возникновению идеи преемственности Москвы, как нового Костантинограда. В сочинениях русских мыслителей появлялись формулы: «Москва – новый Константинград», «Москва – новый град Константина» и, наконец, Москва, как «Третий Рим». Одним из первых, кто назвал Москву «Третьим Римом» был старец Филофей. Эта концепция была очень популярна в XV-XVIIвв., ведь она обосновывала величие России как самостоятельного и в политическом, и в религиозном отношении государства.4.Централизованное государство и место в нем церкви.В конце XV в. Русская Православная Церковь стала иметь заметную силу в Российском государстве. В ней видели связующее начало божественного мира и государственной власти. К этому периоду церковь скопила немалые богатства. Ей принадлежали земли с жившими на них крестьянами. Именно тогда развернулась борьба между «нестяжателями» и «иосифлянами», которая привела к победе последних. Это определило дальнейшую политику Церкви в отношении власти. Церковь все более и более настойчиво поддерживает идею самодержавной власти. Идея богоизбранности власти московского государя, зарождавшаяся при Иване III, получает окончательное оформление при Иване Горозном. В 1551 году был созван Стоглавый собор, работой которого руководил митрополит Макарий при участии Ивана Грозного. На соборе был решен вопрос с церковным землевладением, все прежние владения сохранялись, но новые земли церковь могла получать только с согласия государя. Также были рассмотрены вопросы о нормах поведения духовенства. С помощью этих мер церковь намеривалась поднять авторитет духовенства и свой престиж в общественной и государственной жизни. Однако Церковь не смогла удержать ИванаIV от опричной политики. Митрополит Филипп, который пытался это сделать, был казнен. После Грозного Россия превратилась в мировую державу, ставшую после падения тысячелетней Византийской империи главным оплотом православной религии. В этот период Русская Православная церковь обладала большими богатствами и возможностями, положение же патриархов византийских под властью Турции было бедственным. «Москва – третий Рим» - продолжали утверждать книжники и богословы, следовательно, как и в Византии, рядом с православным самодержцем должен стоять патриарх. Сторонники учреждения патриаршества мечтали о том, чтобы собрать воедино митрополии Киевской и всея Руси под эгидой Московского патриарха. Тем более, что католическая церковь предприняла новые попытки подчинить себе посредством Унии православные епископства Западной Руси. Борис Годунов был главным инициатором введения патриаршества. У него для этого были и сугубо личные планы – укрепление своей власти. 26 января 1589 года в Москве было учреждено патриаршество. В течение многих десятилетий до установления патриаршества теория «Москва – третий Рим» излагалась в сочинениях неофициального толка, но Иван Грозный ни разу не сослался на нее в своих сочинениях. Только при Борисе Годунове эта теория превратилась в официальную, получив отражение в «Утвержденной грамоте об избрании первого русского патриарха». Однако ослабленная Ливонской войной и опричниной Россия не могла претендовать на роль преемницы Древнего Рима и Византии. Но, несмотря на это, учреждение патриаршества стало важной вехой в истории церкви, укрепилась ее независимость в нормах канонического права, усилилось влияние в международных делах. Учитывая то, что инициатива учреждения патриаршества в России принадлежала светской власти, государственная власть все больше подчиняла церковную организацию государству.В период Смуты, значительную роль в организации отпора иноверцам и захватчикам сыграла православная церковь. Именно церковь призвала народ к защите православной веры и восстановлению царства. Патриарх Гермоген отменил присягу польскому королевичу Владиславу и призвал народ к сопротивлению. Известно мнение славянофила А.С.Хомякова о том, что православная вера Отечество спасла, он пишет: «В 1612 году, которым может похвалиться наша история, желание иметь веру свободную сильнее действовало, чем патриотизм».5.Священство или царство.Начало династии Романовых характеризуется новым этапом русской истории, исключение не составляет и православная церковь. Новоизбранный царь Михаил Федорович, в силу своего молодого возраста не отличался лидерскими и управленческими качествами и, как свидетельствовали современники, был « кротким и крови нежелательным, добр, тих, смерен, всех любил, всех миловал и щедрил». Зато его отец Филарет, избранный Патриархом Московским и всея Руси, обладал властными и волевыми качествами. Началось двоевластие – молодого и неопытного царя и умудренного опытом патриарха, двух «великих государей», как их именовали официальные грамоты. В управлении государством вместе с ними участвовали боярская дума и Земский собор. Иногда царские указы обнародовали сразу от двух лиц – царя и патриарха. Вместе они принимали послов, выносили решения по государственным делам. Филарет ведал в полном объеме церковными делами, здесь он «судил и рядил сам». Второй «великий государь» решал, наряду с царем – сыном, и земские дела. Когда Михаил выезжал из Москвы, Филарет ведал всеми делами в полном объеме. Такой порядок продолжался до самой смерти Филарета в 1633 году.Нельзя охарактеризовать этот период отрицательно, сказав, что было излишнее вмешательство главы религиозного в дела главы светского. Напротив, можно считать, что Филарет помогал своему сыну на первых парах его правления. Это способствовало быстрому выходу России из кризисов Смуты и восстановлению позиций на международной арене.Следующий царь Алексей, сын Михаила Федоровича и внук Филарета, мечтал сделать Москву центром вселенского православия. Но для этого были необходимы решительные преобразования. Патриарх Никон, обладавший незаурядным умом и твердым характером, решился реформировать русскую церковь, дабы привести ее к единым православным канонам. Дело в том, что в состав России вошли украинские и белорусские земли. Православное духовенство этих народов еще в 20-е гг. XVIIвека приняли греческие книги и обряды. Возникла проблема единства обрядов и ритуалов. Их унификация – это укрепление и сохранение целостности общества на всей территории государства. Вероятно, Никон понимал это, поэтому реформировал некоторые церковные обряды и выбрал греческие образцы для переписи и исправления церковных текстов. Однако значительная часть населения восприняла реформы как кощунство и предательство, тогда возникло течение старообрядчества, во главе которого стал бывший соратник Никона по кружку «Ревнители древнего благочестия» - протопоп Аввакум. Начались жестокие гонения на старообрядцев или раскольников, как их называли у власти. Царь во всем поддерживал патриарха. И Никон, окрыленный поддержкой царя, все больше вмешивается в государственные дела, считая, что светская власть ниже церковной и должна подчиняться ей. Вскоре Никон стал именовать себя великим государем. Алексей Михайлович воспрепятствовал этому, тогда властный патриарх публично заявил о сложении с себя сана, надеясь на царские поклоны и уговоры, но царь дал согласие на уход патриарха, попросив Никона дать благословение на избрание нового патриарха. Но Никон отказал царю в этом, тогда Собор при согласии царя низложил Никона, отправив его простым монахом в ссылку. Отношения Алексея Михайловича и Никона являются очень противоречивыми, они прогрессировали от теплых и дружественных до конфликтных и враждебных. Противостояние церкви и власти закончилось победой последней. У Никона не получилось возвысить духовенство над государством, как это было в западных странах.6. Деятельность Святейшего Синода.Правление Петра I характеризуется радикальными изменениями общественного порядка. Замена старых органов управления новыми не обошла и церковь. В 1721 году был учрежден Святейший Синод во главе с обер-прокурором, назначавшимся императором, вместо патриарха. Административная деятельность Синода заключалась в духовном просвещении, издании богослужебных книг, постройке церквей. Синоду принадлежала высшая судебная власть над всем духовенством. С этого момента Русская Православная церковь превратилась в часть государственной машины самодержавия, однако церковь оставалась обособленной частью государственного устройства. Именно это приводило к непрекращающейся борьбе между Синодом и обер-прокурором. Отношение Петра Iк церкви было составляющей общей ориентации на Запад. Для него было характерно протестантское отношение к церкви – ценность церковных иерархов относительна, а правитель государства де-факто глава всего механизма государства. Именно это отношение выразилось в частичной секуляризации церковных имуществ. Это обосновывалось пользой для государства и общества.После Петра I была продолжена линия на подчинение церкви государству. Екатерина I разделила Синод на два отделения: одно для заведывания духовными делами, другое для управления хозяйственной частью, которым, кстати, руководили светские власти. В 1764 году, введу постоянной путаницы в управлении церковными имуществами, Екатерина IIрешилась на радикальную меру: все церковные имущества были присоединены к числу государственных имуществ. В связи с этим положение духовенства ухудшилось, но несмотря на все это Православная церковь, как вероисповедание Императора, занимало в Российской империи господствующее положение. Юридически это положение закреплено в завещании Екатерины I «Никто никогда Российским престолом владеть не может, который не греческого закона». Повторяется это положение и в «Акте о наследовании Всероссийского Императорского престола», изданном при Павле I. В 1817 году Александр I учредил Министерство духовных дел и народного просвещения, которому стал подчинен Синод. Однако уже в 1824 году оно было распущено, и Синод был восстановлен в правах. Таким образом, в период 18-19 вв. церковь стала подчинена государственной власти и потеряла свое существенное влияние на принятие государственных решений.7. Православие. Самодержавие. Народность.Период правления Николая I характеризуется новым витком взаимоотношения православия и государства. Николай сознательно принял на себя миссию русского православного царя. Сам государь был искренне верующим православным человеком. Знаменитый русский старец Серафим Саровский говорил об императоре: «Он велик перед Богом – он в душе христианин». Своих подданных государь также направлял к исполнению сознательного служения Богу, Царю и Отечеству. Неслучайно он способствовал созданию теории официальной народности, которую создал министр народного просвещения С.С. Уваров. Наряду с ним большую роль в формировании теории сыграли русские историки консервативного направления – М.П. Погодин и С.П. Шевырев. Основу теории составила формула: «Православие, Самодержавие, Народность». А в русских сердцах она получила и еще одно звучание: «За Бога, Царя и Отечество!». Уваров писал: «Исконно и глубоко привязанный к Церкви отцов своих, русский взирал на нее как на залог счастья общественного и семейственного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть». Именно в годы царствования Николая I начинается постепенное возвращение традиционно значимой роли Русской церкви в политической общественной жизни России. Принципы защиты православия нашли отражение и в Своде законов Российской империи 1833 года. Николай принял ряд мер, улучшивших материальное положение монастырей и сельских приходов. В это же время В.А. Жуковский написал первый официальный гимн Российской империи, первые слова которого начинались так: «Боже, царя храни…».Но принятие данной идеологии было продиктовано и настроениями умов того времени. Дело декабристов оказало сильнейшее влияние на всю правительственную деятельность императора. Царь понимал, что взглядам могут противостоять только взгляды. Правительство считало, что брожение 20-х гг. происходило из-за поверхностного воспитания и вольнодумства, заимствованного из иностранных учений, поэтому следует обратиться к исконно русским началам. Тогда же возникло такое течение как славянофильство, которое превыше всего ставило основы русской самобытности и религиозности, но славянофилы видели идеал православия и самодержавия в московской эпохе, где церковь была независима от государства, носительницей соборного начала.Но все же теория официальной народности внесла свою лепту в развитии отношений государства с главной религией, а также стала символом императорской власти XIX века, основанной на глубокой вере в православную веру и духовное начало России.8. Русская Православная церковь после революции.Революционные события февраля-марта 1917 года внесли радикальные перемены в церковно-государственные отношения. Осенью 1917 г. Поместным собором Русской Православной церкви было принято решение об упразднении Синода и о возрождении патриаршества. Патриархом был избран московский митрополит Тихон.С приходом к власти большевиков церковь подверглась гонениям, согласно изречению В.И. Ленина: «Религия – опиум для народа». В политике государства восторжествовал атеизм. В январе 1918 года был опубликован Декрет об отделении Церкви от государства, а школы – от церкви. Началось преследование религиозных деятелей, закрытие храмов и монастырей, изъятие церковного имущества, запрет на печатание религиозной литературы. За данную политику патриарх Тихон предал большевиков анафеме. Церковь не признала новую власть, а власть отреклась от церкви. В 1925 году создается «Союз воинственных безбожников», так государство пыталось внедрять атеистическую пропаганду. После смерти Тихона, местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Петр, который впоследствии был осужден и расстрелян. По завещанию Петра, его место занимает митрополит Сергий, который призвал духовенство и верующих быть «верными гражданами Советского Союза». И все-таки можно сказать, что государственная власть и церковь после революции перестали идти рука об руку, произошло оттеснение религии от государства.9. Церковь в Великую Отечественную войну.Определенные перемены в советской религиозной политике произошли в годы Великой Отечественной войны. В целях укрепления социально-политических основ режима и создания мотивации верующего населения страны И.В. Сталин пошел на некоторые уступки. В 1943 году было принято решение о восстановлении патриаршества. Митрополит Сергий становится Патриархом Московским и всея Руси. Сергий с первых дней войны занял патриотическую позицию и призвал верующих к борьбе с общим врагом. В годы войны были собраны добровольные пожертвования верующих. На эти деньги были построены танковая колонна «Святой Дмитрий Донской» и авиаэскадрилья «Александр Невский». Вслед за этим были открыты отдельные храмы, начался выпуск церковной литературы. Также в 1943 году был создан специальный контролирующий орган – Совет по делам Русской Православной церкви при Совнаркоме СССР.В ходе борьбы с фашистским захватчиком наметились потепления во взаимоотношениях советской власти и духовенства, вызванные всеобщим патриотическим духом освобождения Отчизны.10. Диктат атеизма.Позиции Н.С. Хрущева по отношению к церкви исходят из того, что его формирование, как политика, происходила в годы антицерковных выступлений. Восстанавливая «ленинские нормы» и «развенчивания культ личности», он относился к церкви непримиримо, диктуя курс на атеизм. Борьба Хрущева против религии носило не репрессивный, а преимущественно административный характер. Сократилось число духовно-учебных заведений, православных приходов. Но не смотря на это православная церковь продолжала поддерживать советскую власть на международной арене и укреплять ее авторитет. С этой целью в 1961 году Русская Православная церковь вступила во Всемирный Совет Церквей. Однако любые инициативы церкви должны были согласовываться с правительством. Государственная власть определяла меру идеологической пользы и идеологического вреда, получаемых от взаимодействия с церковью.11. Положение церкви в перестройку и после нее.Перестройка и постсоветский период ознаменовались прекращением гонений на религии. В 1988 году была крупно отпраздновано тысячелетие принятия христианства на Руси. Началось движение за восстановление храмов. В 1994 году московские власти согласились финансировать восстановление Храма Христа Спасителя. Это стало знаменательным событием в деле возрождения Русской Православной церкви. В том же году прошел Архиерейский Собор, в ходе которого епископы благословили начало широкой катехизации русского народа. Условия для взаимодействия государства и церкви. Были созданы законодательством, прежде всего законом о свободах совести и о религиозных объединениях (1997). Государство, сохраняя светский характер прекратило вмешательство в дела конфессий. Церковь получила широкие права в области образования и культуры. В ряде школ началось преподавание традиционных религий. Несмотря на отсутствие государственной религии, 90% верующих являются православными христианами.1 ноября 2007 года был опубликован подготовленный комиссиями и одобренными обоими Синодами проект Акты о каноническом общении, согласно которому Зарубежная церковь, не теряя самоуправления, признается неотъемлемой частью Поместной русской церкови под омофором Патриарха Московского и всея Руси. Акт был принят митрополитом Лавром «купно с членами Архиерейского синода» 18 апреля 2007 года в Нью-Йорке, с Патриархом Алексием II «купно с членами Священного Синода» 16 мая 2007 года в Москве. Церковь в настоящее время всячески способствует объединению русских православных людей, оказавшихся по воле судьбы и в ходе историко-политического процесса за пределами Родины. Эти благие начинания поддерживает государство и устанавливает дипломатические контакты со странами, в которых представлена Русская Православная церковь.Русская Православная церковь устанавливает тесные взаимоотношения с Украинской Православной церковью, о чем свидетельствуют визиты Патриарха Кирилла в Киев. Такие же шаги необходимо сделать и светским властям, дабы прекратить разногласия и противоречия с братским государством.Подводя итоги, следует отметить, что интерес к истории взаимоотношений православной церкви и государственной власти в России и сегодня стоит необычайно остро. Россия стоит на перепутье: достучаться в «европейский дом» или круто повернуть в противоположную сторону на основе учета исторических реалий. Известно, что устойчивость суперэтническим общностям сообщает религия. Выбор православного будущего России связан с именем князя Владимира. С этим согласны почти все историки, но объясняют это по-разному. Одни говорят об изначальной детерминированности принятия православия условиям жизни страны. Другие указывают на рациональный выбор: связь с сильной Византийской империей. Современные историки и авторы учебников считают, что верно и то, и другое. Главное то, что геополитический фактор, экономические и культурные связи заставляли Русь идти на наиболее тесный контакт с Византией. Приняв в Xв. Православие, русские приобщились к мировой цивилизации, но наибольшее влияние, особенно на становление государственности оказала Византия. Византийцы воспринимали свое государство как государство, сохранившие истинное христианство, поэтому к Риму и другим католическим государствам относились враждебно. Такое же отношение к католичеству проповедовала русская церковь. По-разному складывались отношения между Западом и Россией на протяжении всей истории. В период перестройки интеллигенция ожидала, что процесс вестернализации является путем в цивилизацию. На деле этот процесс, как отмечает политолог А.С. Панарин обернулся опустошением национальных пантеонов, оказался дорогой к варварству. Никогда еще волна имморализма и дозволенности с такой силой не накрывала общество и не угрожала его духовному здоровью как сегодня. Общество лихорадочно ищет резервы для отпора. И считаю, именно православие является таким резервом.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...