Перейти к публикации

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян направил письмо Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В.


Рекомендованные сообщения

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян направил письмо Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В.. В нем говорится о проблемах применения к кредитным организациям административной ответственности за нарушение Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

АРБ подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Принимая во внимание чрезвычайную остроту и актуальность изложенных в письме проблем, АРБ просит рассмотреть возможность внесения Правительством РФ в ГосДуму проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исх. № А-01/5-639

от 23.08.2011

Председателю Правительства

Российской Федерации

Путину В.В.

О проблемах применения административной ответственности

за нарушение Федерального закона «О противодействии

легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

и финансированию терроризма»

Уважаемый Владимир Владимирович!

Банковское сообщество в лице Ассоциации российских банков и входящих в ее состав банков обращается к Вам с просьбой рассмотреть проблемы, возникшие при применении Федерального закона от 23 июля 2010 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 176-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона № 176-ФЗ была изложена в новой редакции статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которая стала содержать несколько составов административных правонарушений за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ). В результате ее применения к настоящему времени обозначились следующие серьезные проблемы.

1. Часть 3 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо о подозрительных операциях.

При этом часть 3 статьи 15.27 КоАП не допускает применение административного наказания в виде предупреждения, которое было бы адекватной мерой наказания за совершение указанного правонарушения, которое имеет незначительный характер и не носит систематический характер. Следует отметить, что такие нарушения могут иметь место при сбоях в работе программного обеспечения, используемого в банке в условиях загруженности банковской системы.

Однако в подавляющем большинстве случаев (по оценкам Банка России - до 92%) совершение указанных нарушений связано со спецификой выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю по сделкам с драгоценными металлами, сделкам с недвижимым имуществом, сделкам финансовой аренды (лизинг), сделкам по предоставлению беспроцентных займов. По перечисленным сделкам документы, из которых следует, что сделка является операцией с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, представляются клиентами в срок, который значительно превышает один рабочий день со дня совершения указанной сделки.

Таким образом, у банка автоматически возникает формальное нарушение срока представления сведений в уполномоченный орган, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, хотя при этом у банка отсутствовала возможность для соблюдения указанных требований.

Изложенные выше обстоятельства могут привести к применению в отношении банков и их должностных лиц административных наказаний, несоразмерных совершаемым ими действиям, в том числе по причинам технических сбоев и не независящим от банка обстоятельствам.

Ранее в подобных случаях применялись разъяснения Центрального банка Российской Федерации (Письмо Банка России от 14 января 2008 года № 5-Т «О неприменении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение Федерального закона от 28 ноября 2007 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 3 ноября 2009 № 135-Т «О продлении срока неприменения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение ряда норм Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), не допускавшие привлечение банков к ответственности за неумышленный пропуск срока представления сообщений об операциях.

Однако в рамках КоАП РФ такие полномочия у Банка России отсутствуют, в результате чего привлечение банков к ответственности становится безусловным.

Исправить ситуацию возможно путем применения санкции в виде предупреждения, которое было бы адекватной мерой наказания за совершение указанных правонарушений, которые имеют незначительный характер и не носят систематический характер. Следует отметить, что такие нарушения могут иметь место при сбоях в работе программного обеспечения, используемого в банке в условиях загруженности банковской системы.

Но при этом необходимо в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотреть возможность многократного применения предупреждения в виде административного наказания.

С учетом сказанного АРБ предполагает исключить кредитные организации из числа субъектов правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, предоставив Банку России право применения к кредитным организациям за аналогичные по составу правонарушения меры ответственности в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. По оценке экспертов, применение действующей редакции статьи 15.27 КоАП РФ наносит непоправимый удар по сотрудникам подразделений кредитных организаций, занятых в сфере ПОД/ФТ.

По итогам 2011 года только по фактам просрочки (задержки) предоставления отчетов в уполномоченный орган будет вынесено несколько тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций. Учитывая достаточность однократного нарушения сроков предоставления отчета для привлечения ответственного сотрудника к административной ответственности и, как следствие, для его дисквалификации (согласно требованиям Банка России), применение действующей редакции статьи 15.27 КоАП РФ вызовет высокую ротацию кадров среди сотрудников подразделений внутреннего контроля банков, что крайне негативно отразиться на профессионализме ответственных сотрудников кредитных организаций, а в худшем случае приведет к вакантности должностей сотрудников внутреннего контроля. В итоге меры, направленные на совершенствование ПОД/ФТ, приведут к прямо противоположному результату – снижению эффективности правового механизма ПОД/ФТ.

Кроме того, отсутствие назначенных должностных лиц подразделений внутреннего контроля в кредитной организации, в свою очередь, также является нарушением Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), в результате чего кредитная организация вновь будет привлечена к ответственности.

В этой связи Ассоциация российских банков предлагает исключить из списка субъектов административной ответственности в статье 15.27 КоАП РФ должностных лиц (ответственных сотрудников), полагая, что ответственность за эффективность функционирования системы ПОД/ФТ несет прежде всего сама организация, а вопрос о необходимости и характере мер ответственности в отношении ответственных сотрудников должен решаться организацией самостоятельно в рамках трудовых правоотношений.

3. В результате принятия новой редакции статьи 15.27 КоАП РФ возникла коллизия банковского и административного законодательства (статья 15.27 КоАП РФ и статья 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), приводящая к возможности многократного применения к одной организации различных санкций различными органами (Банком России, Росфинмониторингом и ФСФР) за одно и то же нарушение.

В этой связи Ассоциация российских банков предлагает исключить кредитные организации из числа субъектов правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.27 КоАП РФ, одновременно предоставив Банку России право применения к кредитным организациям за аналогичные по составу правонарушения меры ответственности в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

С целью устранения указанных недостатков Ассоциацией российских банков подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Принимая во внимание чрезвычайную остроту и актуальность изложенных проблем, просим Вас рассмотреть возможность внесения Правительством Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (прилагается) в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Приложение:

1. Текст законопроекта на 11 листах;

2. Пояснительная записка на 5 листах;

3. Финансово-экономическое обоснование на 1 листе;

4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона на 1 листе.

С уважением,

Президент

Г.А. Тосунян

p284_Putin.doc

p284_Putin_draft.doc

p284_Putin_finob.doc

p284_Putin_poyasnenie.doc

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В продолжение темы статья в сегодняшней газете РБК.

В российских банках могут начаться массовые увольнения.

Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян считает, что поправки к закону «О противодействии и легализации...» приведут к излишним наказаниям банкиров и массовым увольнениям. Г-н Тосунян обратился к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой повлиять на ситуацию.

Гарегин Тосунян в письме премьер-министру Владимиру Путину раскритиковал появившиеся поправки к закону «О противодействии и легализации...» и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Г‑н Тосунян считает, что согласно новым правилам нарушения будут караться несоизмеримо со значением самого проступка. Также из практики исчезнут административные наказания-предупреждения, которые могли бы выноситься за незначительные нарушения.

По данным АРБ, только по итогам этого года из-за просрочки предоставления данных будут вынесены тысячи постановлений о привлечении к административной ответственности. А так как сотрудников банка, отвечающих за комплайенс-контроль, по требованиям Банка России можно дисквалифицировать лишь за одно нарушение, то это может привести к тому, что на такой должности просто никто не согласится работать.

Кроме того, отмечает г-н Тосунян, нарушения могут происходить непреднамеренно и не только по вине самого банка, например из-за компьютерных сбоев или специфики ряда банковских операций. Так, по сделкам с драгоценными металлами, недвижимым имуществом, лизингу клиенты банков предоставляют документы позднее, чем об этом необходимо сообщить проверяющим организациям.

Также новые поправки к КоАП могут привести к тому, что за одно и то же нарушение санкции будут накладывать и ЦБ, и ФСФР, и Росфинмониторинг. Поэтому в АРБ предлагают исключить банки из-под действия ряда статей КоАП и одновременно предоставить возможность Банку России самостоятельно наказывать кредитные организации.

Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2011/08/24/finance/562949981323284

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я тоже жду комментария Игоря Туревского- Львовича, он очень содержательно пишет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наказание должностных лиц приведет к тому, что сотрудники банка понесут наказание за регламент, который они не принимали или за нарушения, причиной которых они не были. Совкршенно правильо наказывать организации, или, в крайнем случае, высших должностных лиц, несущих ответственность за деятельность организаций, но не в коемт случае, не нижестоящих должностных лиц = их должны наказывать высшие должностные лица после проведения должностного расследования. А сдесь наказание возникает без, практически, суда и следствия.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все верно! Это одна из ключевых проблем. Позиция АРБ схожа с Вашим мнением по данному вопросу.Между тем, указанные административные правонарушения, при массовом привлечении банков к ответственности, негативно скажутся на уровне оценки имплементации в Российской Федерации рекомендаций ФАТФ по вопросам ПОД/ФТ.К тому же, необходимо отметить, что международные финансовые учреждения при установлении деловых отношений с российскими банками, а также при рассмотрении различных инвестиционных проектов на территории Российской Федерации уделяют особое внимание реализуемым мерам по вопросам ПОД/ФТ. В этой связи может сложиться ситуация при которой международные финансовые учреждения примут решение об отказе в установлении отношений с российскими банками и существенном сокращении иностранных инвестиций в российскую экономику в целом. А также возможно ухудшение рейтинговых оценок финансовой привлекательности Российской Федерации.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К тому же, необходимо отметить, что международные финансовые учреждения при установлении деловых отношений с российскими банками, а также при рассмотрении различных инвестиционных проектов на территории Российской Федерации уделяют особое внимание реализуемым мерам по вопросам ПОД/ФТ. В этой связи может сложиться ситуация при которой международные финансовые учреждения примут решение об отказе в установлении отношений с российскими банками и существенном сокращении иностранных инвестиций в российскую экономику в целом. А также возможно ухудшение рейтинговых оценок финансовой привлекательности Российской Федерации.

Последнее проложит дорогу в Россию иностранным банкам, после того , ка кони получат право работать в РФ после вступления РФ в ВТО, именно через которые пойдут инвестиции.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...