LevGolovanov Опубликовано 21 августа, 2015 Опубликовано 21 августа, 2015 Год назад начало работу АО «Национальная система платежных карт» (НСПК). Независимый эксперт Тимур Аитов рассказывает, в каких условиях разрабатывается система и как создать продукт на века. Часто вспоминаю крылатые выражения из комедий Гайдая, когда сижу на разного рода заседаниях. «Э-э, нет, торопиться не надо, торопиться не надо» — сразу пришли на память рекомендации товарища Саахова из «Кавказской пленницы», когда слушал речи энергичных спикеров на событиях по поводу годовщины создания НПСК. За год сделано немало: создан надежный переключатель-свитч, который маршрутизирует и распределяет обработку транзакций заданным образом. Теперь транзакции по картам российских банков-эмитентов обрабатываются на «нашей земле», а зарубежные без задержки отправляются туда, откуда родом владельцы карт. И все в нашем проекте идет хорошо, хотя были и проблемы, особенно с китайским оборудованием, и сбои бывали (об этом тоже упоминали докладчики), но ведь это естественно — проект-то огромный… Спешка может выйти боком Лейтмотивом всех выступлений были постоянные упоминания об огромной загрузке сотрудников и сверхбыстрых темпах реализации проекта: «работаем не покладая рук, ежедневно до 23.00», «работаем с энтузиазмом и в выходные», «сделали в сжатые сроки то, что обычно делают за годы» — это некоторые цитаты. Темпы действительно сверхбыстрые: к концу года успеть чип российский разработать, в плане на 2016 год — выпуск 30 млн карт. Важный проект для страны делается в спешке. Это очевидно. Да, обстановка обязывает, но как быть с качеством? Оно ведь часто и страдает, когда делаешь быстро? Те же наши платежные системы — «Золотая корона» или «Юнион кард» (которая, кстати, успешно существуют более 20 лет) создавались и разрабатывались куда более обстоятельно. В НСПК используют правила и стандарты международных платежных систем, это ясно. Правил этих много — одними томами на бумаге, которые описывают работу систем Visa и MasterCard, можно заполнить огромный шкаф, и также ясно, что такого собственного шкафа у нас пока нет. По сути, многое приходится делать «с колес», по эскизным материалам. Времени на макеты и тесты систем дается в обрез. Вспомните, как быстро происходили тесты систем в декабре прошлого года. А ситуация с НСПК все усложняется: помимо работы свитча скоро добавится полноценный процессинг, должен быть создан работоспособный чип и должна добавиться эмиссия карт, должна быть налажена система фрод-мониторинга и противодействия злоумышленникам. Все системы требуют тонкой настройки и тщательной, аккуратной проработки. А времени нет — график очень сжатый. Конечно, можно возразить, что в годы первых пятилеток мы наваливались и делали Днепрогэс «назло врагу». Но здесь не тот случай, спешка может выйти нам боком. Что толку обещать «бесперебойность 99,9999%», когда уже были остановки на четыре часа? Значит, заявленной бесперебойности нет? Или она присутствует только в обещаниях — до следующего сбоя? Да, прошлые сбои, как нам пояснили, «были за пределами периметра НСПК, и никто из компании ответственности за них не несет». Но кто тогда в ответе за то, что потребитель заявленной услуги не получал ее четыре часа, а конечный результат — картами фактически нельзя было пользоваться. Слава богу, что это произошло ночью. Если бы это случилось днем, то были бы более серьезные последствия и мы бы не досчитались определенных голов в команде НСПК. Можно подождать Уверен, не надо гнать проект и рапортовать о цифрах. Если мы 20 лет не решались создать свою национальную систему карточных платежей, а в прошлом году только взялись, то давайте не торопиться, давайте создадим полноценный по своим качествам, достойный России продукт. Какая разница, за два или три года: ждали же мы 20 лет, и еще подождем. Зато у нас будет уверенность, что мы создадим «на века» и не опростоволосимся,— нам же спешка и огрехи подпортят репутацию. Думаю, и в команде НСПК поддержат разумные изменения в темпах работ и откажутся от ночных бдений на износ. В заключение напомню цитату из товарища Саахова целиком: «Торопиться не надо, важно вернуть обществу полноценного человека!» Это товарищ Саахов про Шурика. Нам же надо получить полноценную систему платежей, которая встанет в ряд с Visa и MasterCard по всем показателям. И добиться этого можно, если работать не как пожарная команда. Читать далее: http://bankir.ru/publikacii/s/diagnoz-tovarishcha-saakhova-ili-kak-sozdaetsya-natsionalnaya-sistema-platezhnykh-kart-10006662/#ixzz3jTtktuCd 1
Ludmila Emelina Опубликовано 21 августа, 2015 Опубликовано 21 августа, 2015 Спасибо Тимуру Аитову за предоставленные материалы для нашего сайта!
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти