LevGolovanov Опубликовано 19 июня, 2015 Опубликовано 19 июня, 2015 Многие священники из года в год замечают некоторое падение числа венчаний в мае. Это связывают с бытующей среди суеверных приметы о том, что заключенный в мае брак будет несчастливым: «Заключить брак в мае – всю жизнь потом маяться». Может быть, в силу этой приметы вдруг в мае поднялась волна общественной полемики вокруг нынешних российских реалий заключения брака. Тут и многоженство в кавказских регионах, и предлагаемые поправки в Семейный кодекс РФ, в которых предполагается приравнять «гражданский брак» к государственной регистрации. Все сплетается в один клубок обсуждаемых вопросов: что такое традиционная семья, какова семья современная и как быть с «гражданским браком», так распространенным сейчас, который хотят приравнять к обычному не просто так, а через два года совместной жизни? В ответ на инициативу с «гражданским браком», как мы знаем, протоиерей Дмитрий Смирнов предложил церковный брак приравнять к государственному. «До революции в Российской империи функции ЗАГСов выполняли именно церкви. Сегодня регистрация брака во всех традиционных конфессиях России происходит после определенного ритуала, будь то православное христианство, ислам или буддизм. Надо подумать и о введении такой нормы, согласно которой после того, как церковная организация соединит мужчину и женщину, церковный брак был приравнен к законному», – сказал в интервью «Российской газете» отец Димитрий. И весь этот рой вопросов клубится в интернете, активно обсуждается, и точки зрения высказываются самые разные. Прежде всего, определимся с терминологией: то, что сейчас называют «гражданским браком», таковым по сути не является. Гражданским браком в дореволюционной России называли нецерковные формы заключения брака, которые иногда приходилось фактически признавать. Но официально проблема гражданского брака обсуждалась в публицистической печати как возможность заключения брака не в храме, а перед гражданскими властями. Власти Российской империи так на это и не пошли (кроме Финляндии). А после революции 1917 года советская власть перестала признавать брак церковный и создала ЗАГСы (органы записи актов гражданского состояния) для регистрации всех законных браков на территории СССР. То есть в СССР все браки были гражданскими, верующие могли лишь освятить государственный брак в таинстве венчания. Та же ситуация сохраняется и в настоящее время: без «штампа в паспорте» церковное венчание не влечет за собой официального признания брака. Вот почему молодым людям, решившим обойти ЗАГС стороной, в церкви отказывают в венчании. "Штамп в паспорте" не простая формальность, а условие здоровой семьи» Ведь брак заключается не только перед Богом, но и перед людьми, перед обществом. Общество должно знать, что, вступая в брак, юноша и девушка хотят создать семью. У них пойдут дети, у которых будет не только любящая мать, но и отец – глава семейства. У них будет общее имущество, которое будет переходить на правах наследования ближайшим родственникам. А потому традиционный брак – это брак, признанный обществом. Сегодня в России условием для признания брака является свидетельство ЗАГСа. А потому «штамп в паспорте» не простая формальность, а условие здоровой семьи. Тем молодым людям, которые приходят на беседу перед венчанием и удивляются, зачем их посылают в ЗАГС, я обычно отвечаю простым примером. Я спрашиваю: что труднее, поднять гирю в 32 кг или гирю в 16 кг? Как правило, разумные люди отвечают, что пудовая гиря легче двухпудовой, а потому и поднять ее проще. Вот и ответ: регистрируясь в ЗАГСе, люди берут ответственность перед обществом за создание семьи, венчаясь в Церкви – берут на себя обязательства перед Богом. Что тяжелее, ответственность перед Богом или перед людьми? Перед Богом, конечно, тяжелее! А потому те, для кого непосильна ноша семейных обязанностей перед обществом, не смогут понести ответственность за семью и перед Богом. По-сути эти молодые люди хотят заключить брак «понарошку», не имея настоящей веры. Конечно, в храме им откажут: ведь их желание так же неразумно, как желание поднять двухпудовую гирю, не имея сил поднять и полпуда. Церковь за традиционный брак, но для Церкви это брак между мужчиной и женщиной, единственный и на всю жизнь. Таково учение Христа: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». (Матф.19:3-9) А потому Церковь не считала и не считает браком все формы полигамии, незарегистрированного сожительства (конкубината), которое только по недоразумению называют «гражданским браком». По сути это и не есть брак: потому что, по данным демографов, большинство мужчин, в таком «браке» состоящих, считают себя неженатыми. А для женщин это часто лишь форма самообмана, когда они говорят подругам и знакомым: «я замужем». Будем надеяться, что отечественным законодателям хватит мудрости не приравнивать конкубинат к супружеству, не узаконивать полигамию. «Если в нашем обществе получат официальный статус традиционные религии, то к вопросу о церковном браке можно будет вернуться» Ради этого, думаю, церковным людям стоит потерпеть гражданскую регистрацию в ЗАГСе. Тем более что пока что понятие «традиционные религии» в федеральном законодательстве не получило должного оформления. Вряд ли государство сейчас доверит многочисленным религиозным сектам и деноминациям функцию регистрации брака. А вот если в нашем обществе получат официальный статус традиционные религии, то к вопросу о церковном браке можно будет вернуться. И тогда верующая молодежь сможет венчаться и создавать брак и перед Богом, и перед обществом сразу. Но для этого надо, чтобы институт семьи в нашем обществе сохранился и укреплялся, потому что церковные требования к семейной жизни строже гражданских. Если же многие брачующиеся суеверно обходят месяц май стороной, то как можно говорить о церковной семье? Можно ли надеяться на то, что будущую семью укрепит вера, если многих сбивает с толку глупое суеверие? Мы же знаем, что неважно, в мае или в другом месяце будет заключен брак, – главное, чтобы в семье царила христианская любовь, тогда ни название месяца, ни другие мнимые трудности не помешают такой семье стать счастливой! Читать далее: http://pravoslavie.fm/articles/3627/ 1
Ludmila Emelina Опубликовано 19 июня, 2015 Опубликовано 19 июня, 2015 Коллеги, вопрос на обсуждение. Интересно Ваше мнение.
Дана Абсалямова Опубликовано 21 июня, 2015 Опубликовано 21 июня, 2015 На мой взгляд, все правильно. Россия - светское государство. Поэтому приравнивать церковный брак к гражданскому - это шаг в сторону установления в государстве официальной религии (можно, конечно, предположить, что браки всех религий будут признаваться официальными, но это очень уж сомнительно). То, что сейчас для венчания нужно показать штамп в паспорте - тоже логично. Иначе у нас появился что-то вроде двоеженства: одна жена по закону, другая жена перед Богом.
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти