Ярошенко Анна 93 Опубликовано: 19 марта 2014 Рассказать Опубликовано: 19 марта 2014 Сравнительно-правовой анализ высших органов финансового контроля Российской Федерации и ФРГ. Автор: Ярошенко А.В. Счетная палата РФ, являющаяся основным органом государственного финансового контроля, действующая на основании Федерального Закона «О Счетной палате РФ» разработанного 1993г. и принятого в 1994 г., уже на протяжении 18 лет , руководствуясь правовыми актами, регулирующими ее правовой статус и содержащими перечень ее полномочий, выполняет важную функцию по контролю за расходованием бюджетных средств нашей страны. В данный момент существует потребность в совершенствовании законодательства о Счетной палате РФ, которая обусловлена наработанным за годы существования этого органа опытом, который был выработан как путем реализации своих полномочий , так и взят из практики наработанной Счетными палатами других государств и потребностью в реализации на практике полученного опыта, а так же в связи с затянувшимся кризисом законности в последние годы, ростом экономической преступности. Для совершенствования законодательства о Счетной палате РФ будет целесообразно обратиться к практике реализации контрольных полномочий Счетными палатами других Государств. В большинстве зарубежных европейских стран для повышения эффективности парламентского контроля за исполнением бюджета и расходованием государственных средств создан специализированный коллегиальный орган подобный Счетной палате. Так называются органы контроля в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Греции, Испании, Италии, Португалии, Румынии, Франции, ФРГ. В Польше орган данного типа именуется Верховной контрольной палатой, в Словении - Счетным судом, в Финляндии - Ревизионным ведомством. В соответствии с Конституциями аналогичные функции исполняются должностным лицом парламента - аудиторами в Дании, государственными контролерами в Латвии, Литве, Эстонии, государственными ревизорами в Финляндии. Характерной особенностью органов контроля за исполнением бюджета вышеперечисленных стран является их подотчетность парламенту, что свойственно и для Счетной Палаты РФ. Выбирая среди всех Государств, в которых на данный момент выработана и результативная как законодательная модель в области государственного финансового контроля, так и имеющаяся практика реализации своих полномочий основным органом государственного финансового контроля, по-моему мнению, является возможным, руководствуясь объективными причинами, выбрать для сравнения Счетную палату ФРГ. Федеральная счетная палата ФРГ является верховным федеральным органом и как независимый орган финансового контроля отвечает только перед законом, руководствуясь основным законом Государства – Конституцией Германии , законом о высшем органе финансового контроля и законом об основах бюджетной деятельности, соблюдение которого является обязательным при составлении как федерального бюджета страны , так и бюджетов субъектов федерации, а так же бюджетным кодексом. Так как Германия так же, как и РФ, является федеративным государством , то Высший орган финансового контроля осуществляет проверки, составляет отчеты по их результатам и дает руководству страны рекомендации в отношении поступлений и расходования средств только федерального бюджета, тем самым мы видим, что основные функции Счетной палаты ФРГ и РФ одинаковы, а вот доходы и расходы бюджетов, входящих в состав федерации субъектов ФРГ, проверяют суды аудиторов, которые выполняют те же функции , что и федеральный Высший орган финансового контроля. В ФРГ основные полномочия Высшего органа финансового контроля определены в Конституции, а правила проведения ревизий и проверок федеральным контрольным органом изложены в Бюджетном кодексе страны и других законодательных актах, которые, однако, не устанавливают жесткого регламента выполнения Высшего органа финансового контроля и его девятью региональными отделениями своих функций, именно независимость от государства налагает на Германский Высший орган финансового контроля огромную ответственность за эффективное и результативное выполнение своей работы. Так же для поддержания единообразия методов и процедур существуют внутренние правила проведения ревизий, в которых изложены принципы и порядок работы Высшего органа финансового контроля и его региональных отделений. Полномочия Счетной палаты РФ, а так же ее структура, правила проведений ревизий и проверок определены в Федеральном законе от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», в Бюджетном кодексе страны присутствуют нормы, затрагивающие полномочия Счетной палаты например, когда речь идет о процедуре принятия и исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете страны на текущий год и на плановый период». Федеральная Счетная Палата ежегодно представляет Бундестагу, Бундесрату, а также Правительству отчет о результатах своих ревизий. Этот отчет служит также для Парламента основанием для утверждения отчета Правительства. Так называемые примечания содержат, в частности, наиболее важные результаты ревизий и вытекающие отсюда рекомендации. Федеральная Счетная Палата указывает при этом на возможности экономии средств и получения более высоких поступлений, которые в большинстве своем реализуются. Примечания касаются не только того года, за который отчитывается правительство, они распространяются преимущественно на актуальные проблемы, по которым будут определяться задачи на будущее. Президент Федеральной Счетной Палаты доводит содержание ежегодных замечаний до сведения общественности на федеральной пресс-конференции. Помимо годового отчета Федеральная Счетная Палата может в любое время информировать законодательные органы и правительство по вопросам особого значения. Говоря о взаимодействие Счетных палат ФРГ и РФ, нужно упомянуть и о Соглашении, заключенном между высшими органами финансового контроля этих двух стран. Соглашение было достигнуто, основываясь на взаимном уважении и доверии, руководствуясь целями и принципами Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ), выражая взаимное стремление к повышению эффективности государственного финансового контроля. В соглашении выделены основные направления сотрудничества между палатами: обмен опытом, проведение взаимных консультаций, семинаров, конференций, обмен делегациями, обмен информационно – справочными материалами, проведение совместных исследований и контрольных мероприятий, в соответствии с законодательством стран, и осуществление совместных мероприятий по повышению квалификации работников Счетных палат. Не реже чем один раз в два года Счетные палаты обмениваются делегациями для обсуждения вопросов, связанных с реализацией настоящего Соглашения, разработкой дополнительных мероприятий по дальнейшему расширению сотрудничества, а также для обмена мнениями и опытом в области государственного финансового контроля, что как раз и помогает Счетной палате РФ перенимать положительный опыт работы Счетной палаты ФРГ. Проведя анализ деятельности Высших органов финансового контроля РФ и ФРГ, и рассмотрев основные положения, на которых базируются их правомочия, связанные с реализацией функций в области финансового контроля за исполнением бюджета страны, мы можем сделать вывод, что рассматриваемые нами институты имеют как сходную структуру, так и очень сходны по своим функциям и методам их реализации. Исходя из этого, очевидно, что все возможности для реализации программ по активному внедрению, полученного на основании соглашения между РФ и ФРГ опыта в области совершенствования методологии государственного финансового контроля, у Счетной палаты РФ есть, а это в свою очередь поможет осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств более эффективно, затрачивая как можно меньше времени и ресурсов, что является своевременным и необходим на данный момент. Ссылки на нормативно-правовую базу: " 1) ФЗ от 11 января 1995 года № 4-ФЗ « О Счетной палате Российской федерации» - http://www.ach.gov.ru/ru/law/federal-law/ 2) Закон о Федеральной счетной палате ФРГ от 11 июля 1985 года - http://www.ach.gov.ru/ru/international/foreign/vofk/germany/law/ 3) Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной счетной палатой Федеративной Республики Германия-http://www.ach.gov.ru/ru/international/foreign/agreement/Germany/ 2 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ludmila Emelina 251 Опубликовано: 19 марта 2014 Рассказать Опубликовано: 19 марта 2014 Анечка, поздравляю! Умница Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ярошенко Анна 93 Опубликовано: 19 марта 2014 Автор Рассказать Опубликовано: 19 марта 2014 (изменено) Анечка, поздравляю! Умница Спасибо, Людочка, да это старая , в компьюторе лазила и нашла ))) года полтора - два назад писала , так и не опубликовала ) Изменено 20 марта 2014 пользователем Ярошенко Анна Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Александра 19 Опубликовано: 20 марта 2014 Рассказать Опубликовано: 20 марта 2014 Спасибо за интересную информацию)))) Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ярошенко Анна 93 Опубликовано: 20 марта 2014 Автор Рассказать Опубликовано: 20 марта 2014 Спасибо за интересную информацию)))) не за что)) Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.