Перейти к публикации

Альтернативное урегулирования споров в рамках стран-участниц Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).


Рекомендованные сообщения

НАФТА (North American Free Trade Agreement) является торговым блоком[1] (зона свободной торговли нескольких стран придерживающихся одного или нескольких соглашений по налогам, тарифам и торговле), состоящим из Соединенных Штатов Америки, Канады и Мексики.В отличие от ЕС, при создании НАФТА страны-участницы не ставили в качестве цели политическое объединение и интеграцию государств в аспектах, отличных от налогов, тарифов и торговле.В Соглашении о создании НАФТА была предусмотрена специальная статья, посвященная альтернативному урегулированию споров.«Каждая сторона должна, в пределах возможного, применять арбитраж и иные виды альтернативного урегулирования споров для разрешения международных коммерческих споров в зоне свободной торговли»[2].В соответствии с пунктом 4 статьи 2022 Соглашения в октябре 1994 года был создан Консультативный комитет по частным коммерческим спорам (Advisory Committee on Private Commercial Disputes), в обязанности которого входит давать рекомендации Центральной Комиссии НАФТА по вопросам доступа, использования и эффективности процедур ADR в зоне свободной торговли[3].Данный комитет обязан как минимум раз в год проводить встречи, местом проведения встречи может являться только территория стран-участниц НАФТА (Мексика, Соединенные Штаты Америки и Канада). Данные встречи возглавляются представителями от правительств государств-участников НАФТА.Консультативный комитет по частным коммерческим спорам может создавать подкомитеты внутри своей структуры[4]. В качестве примера можно привести Подкомитет №4 (по правовым вопросам), созданный в 1994 году и в сферу деятельности которого входит изучение законодательства стран-участниц НАФТА в сфере альтернативного урегулирования споров[5].Также данный комитет составляет рекомендации, не имеющие обязательной юридической силы и не подлежащие обязательному инкорпорированию в национальные законодательства стран-участниц НАФТА, для юридических лиц работающих в странах-участниках НАФТА по выбору формы альтернативного урегулирования споров (арбитраж или медиация), составлению арбитражных или медиационных оговорок, выбору учреждения, где будет проходить урегулирование спора[6].В соответствии с документами Консультативного комитета по частным коммерческим спорам стороны перед заключением договора должны первоначально решить хотят ли они передать возможные споры на рассмотрение суда или хотят применить процедуру альтернативного урегулирования споров.Сторонами в ADR в пределах NAFTA могут быть только юридические лица, зарегистрированные в странах-участницах данной организации. И не имеет значения гражданство их учредителей, поскольку в странах-участницах НАФТА используется критерий места учреждения (инкорпорации) юридического лица[7].Если стороны решают применить процедуру ADR, то они должны принять во внимание какие характеристики им предпочтительнее (хотят ли они лично выбирать посредников или передать этот вопрос в ведение компетентного учреждения, дату основания учреждения и его опыт в разрешении международных споров в зоне НАФТА, сумму процессуальных издержек, право подлежащее применению, место проведения процедуры, язык процесса и т.п.)[8].И комитет приводит примерный перечень учреждений среди стран-участников НАФТА, где возможно осуществление арбитража и медиации (например The ADR Institute of Canada, Inc., Mexican Chapter of the International Chamber of Commerce (CAMECIC), CPR Institute for Dispute Resolution и т.п.).Принимая в расчет все вышеуказанные положения, Комитет разработал примерную медиационную и арбитражную оговорку при заключении договора[9].Но в отличие от правовых актов ЕС, все документы, составленные Консультативным комитетом по частным коммерческим спорам носят рекомендательный характер.[1] Сухарев А.Я., «Большой юридический словарь», , Москва, Инфра-М, 2009, с. 762.[2] North American Free Trade Agreement, Article 2022.[3] Advisory Committee on Private Commercial Disputes, Article 1.[4] Advisory Committee on Private Commercial Disputes, Article 3.[5] NAFTA ADVISORY COMMITTEE ON PRIVATE COMMERCIAL DISPUTES: A 15-­YEAR RETROSPECTIVE, NAFTA, 2009, p. 5.[6] North American Free Trade Agreement, Article 2022 (4).[7] Богуславский М.М., «Международное частное право: Учебник», Норма, Инфра-М, Москва, 2012, стр. 170.[8] Arbitration Institution Selection Criteria[9] Model ADR Clauses

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...