В память об Анджее Жулавском ("На серебряной планете", 1971) - Кино - Юридический портал Людмилы Емелиной
Перейти к содержанию

В память об Анджее Жулавском ("На серебряной планете", 1971)


Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Многое из духа человеческого было утрачено по пути на Луну, но зло человеческое пришло сюда с нами с Земли

 

В первый раз Анджей Жулавски покинул Польшу в 1972 году, когда польская цензура «положила на полку» его фильм «Дьявол». После успеха его французского дебюта «Главное – любить», режиссеру разрешают вернуться в Польшу и дают карт-бланш на съемку нового фильма. В течение двух лет Анджей Жулавски экранизирует роман своего двоюродного дедушки «На серебряной планете», но в 1977 году съемки останавливают. Только через 10 лет режиссер получает возможность смонтировать спрятанный съемочный материал и выпустить неоконченную версию своего фильма в ограниченный прокат.

 

В далеком будущем на какой-то планете, аборигены находят капсулу и отдают ее двум ученым. Ученые отправляются в лабораторию и обнаруживают в капсуле съемки экспедиции на далекую планету; когда-то давно группа астронавтов покинула Землю ради пустынной планеты, и дают старт новой примитивной цивилизации.

 

С 1934 по 1961 год британский ученый Арнольд Джордж Тойнби готовил и публиковал свое главное произведение «Исследование истории». По мнению Тойнби, под цивилизацией следует понимать замкнутое общество, характеризующееся с помощью религиозного и территориального критерия. Тойнби разделял цивилизации на три поколения. Любая цивилизация проходит четыре стадии: рост, расцвет, надлом и разложение. Конечно, на момент выпуска книги Ежи Жулавского «Исследование истории» еще не было опубликовано, но его двоюродный внук – Анджей Жулавски, несомненно, читал эту книгу и инкорпорировал ее положения о росте цивилизации первого поколения.

 

Фильм можно разделить на три части: видеозапись первой экспедиции на планету; повторная экспедиция Марека на планету и события на планете - базе астронавтов. Анджей Жулавски начинает фильм с зарождения примитивной цивилизации на отдаленной планете. Три выживших астронавта дают жизнь первому коренному обитателю новой планеты – Томеку. Затем выжившая астронавт Марта дает жизнь следующим обитателем новой планеты, и они начинают группироваться вокруг своего вожака Томека. Единственный оставшийся в живых астронавт Ежи становится идолом – Старым человеком. Томек умело использует примитивность своих соплеменников и мотивирует свою неограниченную власть фигурой Старого человека…

 

Режиссер использует методологию Тойнби в качестве ширмы, как он всегда делал в своих других фильмах с жанрами, литературными произведениями и многими другими вещами. В фильме «На серебряной планете» режиссер показывает, как легко общество может поддаться влиянию лжепророка и потерять остатки человечности. Также через призму примитивного общества Анджей Жулавски показывает, как легко извращаются любые идеи и учения, например марксизм или христианство.

 

В своих фильмах Анджей Жулавски часто использовал мотив потери веры или замены веры суррогатом. В «На серебряной планете» режиссер пытается напомнить зрителю, прикрывающемуся ложными идеалами, об истинных, а не искаженных постулатах. Красной нитью проходит по фильму вторая заповедь «Не сотвори себе кумира». Анджей Жулавски убежден, что кумиры перерождаются в тиранов и начинают проливать кровь своих слуг или становятся игрушками в руках расчетливых служителей культа.

 

Во второй части «На серебряной планете», Анджей Жулавски исследует реформизм и общество, используя платоновский «Миф о пещере». На момент прибытия Марека на планету примитивное общество становится платоновскими «узниками пещеры», чей разум отравлен ложными верованиями. Первоначально, жители планеты встречают Марека как мессию, посланного с Земли, чтобы повести их на победу над шернами.

 

Пока Марек действует в рамках парадигмы «пещеры» жители планеты боготворят его. Но как только он нарушает парадигму «пещеры» и пытается вывести узников на свет, они отвергают его и Марек повторяет судьбу Иисуса Христа. Распятие Марека происходит именно в тот момент, когда он уверовал в свое мессианство. В этой сюжетной линии можно увидеть ясную параллель с взлетом и крушением реформ в Восточной Европе 1960-1970 гг., когда реформаторы-коммунисты были сокрушены своими коллегами по партии.

 

Кроме христианской и политической тематики, Анджей Жулавски посвятил свой фильм лже-артистам. В 1998 году, в интервью Eyeball Magazine режиссер сказал о том, что в одном Париже есть 10 000 т.н. «актеров», но его основной работой является поиск настоящих актеров. В середине фильма один из аборигенов произносит фразу, прекрасно характеризующую отношение Анджея Жулавского к этим 10 000: «Актер – это победа уродства над красотой мироздания».

 

С этой точки зрения, астронавты и озверевшее племя аборигенов представляет из себя эти пресловутые 10 000 актеров. Единственным настоящим актером был Ежи – член первой команды астронавтов, но он сдается и превращается в идол – Старого человека. Все остальные персонажи фильма – плохие артисты, играющие в людей, первооткрывателей или пророков. Также львиную долю фильма занимают рассуждения об актерстве и постижении истины через призму актерства, в особенности в третьей части картины.

 

Подводя итог, хочется сказать, что, несмотря на свою незаконченность, «На серебряной планете» получилось мощным и многоуровневым произведением, оставляющим зрителю много вопросов, но не дающим однозначных ответов. Если Вы сможете преодолеть плохой перевод и смазанное изображение, высидеть рваный монтаж и комментарии режиссера или просто являетесь поклонником Анджея Жулавского, то не пропустите этот фильм.

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...