Перейти к публикации

Социологи опросили россиян о высшем образовании


Рекомендованные сообщения

Социологи опросили россиян о высшем образовании

Социологи: Студенты смотрят на свою учебу сквозь розовые очки

Изображение

Студенты смотрят на свои зачетки и дипломы сквозь розовые очки, а их родственники – через черные. Фото: Сергей Карпов/ ИТАР-ТАСС

24.01.2013, 17:22"Российская газета" - www.rg.ru

Текст:Екатерина Добрынина

"Вспоминайте иногда вашего студента!" Обычно на этот призыв, взятый из песни про средневековых бродячих поэтов-вагантов, жители России откликаются исключительно к дате - к Татьянину Дню, неофициальному студенческому празднику.

Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решили от коллектива сограждан не отрываться и посвятили студенческим проблемам очередной опрос "к дате". Очень не зря это сделали и крайне вовремя.

Итоги оказались красноречивыми. Помимо прочего, они показали, что у "бедных студентов" в головах по-прежнему порой гуляет ветер, а желаемое они выдают за действительное. Однако их родственники настроены куда строже и придирчивее. А уж "средние россияне", к вузам прямого отношения не имеющие, и вовсе бьют тревогу по поводу современного высшего образования. Кто прав, а кто не очень, социологи не уточняли: в их задачи это не входило. Пусть минобрнауки, студенты, профессора и все остальные заинтересованные стороны делают свои выводы и разбираются меж собой.

Социологи спросили респондентов о том, как, с их точки зрения, меняется "ситуация в студенчестве" (формулировка исследователей) в таких аспектах, как материальное положение студентов, уровень профессиональной подготовки выпускников, общий культурный уровень и кругозор учащихся вузов, их отношение к учебе и стремление получать знание. Спрашивали также о преподавателях и их отношении к работе, о возможностях для выпускника вуза найти работу по специальности, а также о том, стало ли молодым специалистам легче получить высокооплачиваемую работу.

Студенты проявляли недюжинный оптимизм. По их мнению, сильнее всего меняется к лучшему культурный уровень учащихся вузов: 42 процента студентов считают, что он повышается, 22 процента имеют противоположное мнение. Видимо, нет пророков в своей аудитории. Мнение тех россиян, которые сами в вузе не учатся, но имеют студентов-родственников, совсем иное. Слов "эти оболтусы" в списке предложенных ответов не было, но они явно читалось поверх всех цифр: 35 процентов студенческих родственников считают, что с культурой в вузах сейчас дело плохо. Перемены к лучшему отметили только 28 процентов, то есть чуть больше четверти опрошенных. А люди, которые за студентами наблюдают издалека и со стороны, и вовсе в печали. Треть из них (34 процента) считают, что в этой сфере все осталось как есть, четверть (26 процентов) говорят о переменах к худшему. Лишь 15 процентов считают, что студенты стали культурнее и умнее.

Студентам чаще других респондентов казалось, что преподаватели стали лучше относиться к работе (так ответил 41 процент). Но что такое хорошо и что такое плохо, можно понимать по-разному. Видимо, здесь сыграла свою роль только что прошедшая сессия: со студенческой точки зрения, хороший лектор - слепой и глухой, хороший преподаватель - тот, который пятерок не жалеет, шпаргалок не видит и зачеты ставит не глядя. А вот родственники студентов думают совсем иначе. Лишь каждый пятый нашел повод похвалить вузовских преподавателей за неуклонное самосовершенствование. Гораздо больше - 39 процентов - говорят, что ситуация ухудшилась и работает профессура спустя рукава. Те же, кто изучал эту проблему "путем удаленного доступа" и "заочно", отмечают позитивные перемены еще реже - в 13 процентах случаев.

Мы говорим "студент" - подразумеваем "бедный". Практически весь студенческий фольклор основан на бесконечном обыгрывании темы "одной сосиски и 16 вилок", тощего кошелька и недосягаемой стипендии. Изменилось ли что-то? Да, треть студентов (34 процента) сказали, что их материальное положение стало лучше. Родственники студентов разделяют такую точку зрения реже - "да" ответила лишь четверть респондентов из этой группы. А люди со стороны убеждены, что студенты как бедными были, так и остались. Лишь 15 процентов сказали, что "горемыки-школяры" наконец-то разбогатели.

Некоторые студенты считают, что главная их задача - весело прожить "лучшее время" в своей жизни. К концу выпускного курса даже их посещает мысль, что поступали в вуз они не совсем для этого. Изменился ли к лучшему уровень профессиональной подготовки студентов? Сами они считают, что да. По крайней мере, так ответила треть (34 процента) студентов. Лишь каждый четвертый думает, что профподготовка в вузах явно хромает. Но вот члены семьи учащихся вузов оптимизма не проявили. 40 процентов из них считают, что профессиональные знания в вузах стали давать гораздо хуже, чем раньше. Только четверть (24 процента) видят здесь сдвиги к лучшему. Кстати, мнению родственников стоит доверять - зачастую именно эти люди вносят немалые суммы за обучение своих чад в вузах и справедливо возмущены тем, "за что деньги-то уплачены?!".

Те респонденты, которые студентов в ближнем окружении не имеют, лишь в 12 процентах случаев отмечали в сфере их профессиональной подготовки позитивные перемены, треть не видела никаких, а 28 процентов высказывались в упадническом духе.

"От сессии до сессии живут студенты весело". В этом отношении мало что изменилось. Сами студенты считают свое отношение к учебе в общем-то неплохим. 36 процентов сказали, что ситуация стала лучше, 34 процента - что хуже. Люди, которые наблюдают их дома или со стороны, видят позитив намного реже (30 и 15 процентов соответственно). Снова в анкете не было пунктов "лоботрясы и бездельники" - однако читалось все четко.

Но были и случаи, когда мнения студентов, их родственников и сторонних наблюдателей различались не сильно. Единодушие было проявлено в ответах на вопрос о судьбе выпускников вузов.

"Ничто не дается нам так дорого и не ценится так дешево, как высшее образование" - этот перефразированный лозунг (изначально посвященный вежливости в быту) как тянул на звание горькой правды, так ею и остался по сей день. Говоря о возможностях выпускников трудоустроиться по специальности, учащиеся вузов в большинстве случаев отмечали перемены к худшему (47 процентов). То же самое сказали социологам и остальные опрошенные (53 и 41 процент соответственно). Шансы найти не просто работу, а дело, за которое платят по высоким расценкам, у студентов и вовсе крайне малы. Про то, что в этом плане что-либо меняется к лучшему, говорили лишь немногие респонденты (особенно в группе сторонних наблюдателей - всего 6 процентов). Около половины (от 42 до 55 процентов) опрошенных считают, что чем дальше, тем меньше у выпускника шансов быстро найти хорошую, "денежную" работу. Мест нет, все билеты проданы. Даже экзаменационные.

Опрос "РГ"[/font]

Что лично вам дало и чем запомнилось обучение в вузе?

[*]

Чего, на ваш взгляд, не хватает современному российскому высшему образованию?

[*]

Какие специальности вам кажутся сейчас самыми нужными?

[*]

[*]Ваше имя:

[*]Электронная почта:

[*]Возраст:

[*]Сфера деятельности:

[*]Город:

Результаты:

Что лично вам дало и чем запомнилось обучение в вузе?

Дало знания, запомнилось большим отрезком времени

(Отдаленный)

знания, опыт общения

(образование, белгород)

Обучение в ВУЗе мне лично дало возможность узнать и пообщаться со множеством интересных людей. А запомнилось оно мне постоянной нехваткой денег и всевозможными молодежными развлечениями.

Александр (26, Юриспруденция, Санкт-Петербург)

Чего, на ваш взгляд, не хватает современному российскому высшему образованию?

Умения учить. Учить нужному в наше время.

(Отдаленный)

системности, глубины и стабильноти

(образование, белгород)

Количественного уменьшения ВУЗов и следовательно повышения конкуренции и качества обучения.

Александр (26, Юриспруденция, Санкт-Петербург)

Какие специальности вам кажутся сейчас самыми нужными?

Воры, разбойники, мошенники, спекулянты, чиновники, пенсионеры

(Отдаленный)

те, на которые есть спрос промышленности

(образование, белгород)

Инженер и любые другие технические специальности.

Александр (26, Юриспруденция, Санкт-Петербург)

Изменено пользователем Solinary
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скажите на сколько бы уменшилось бфы количество российских студентов и аспирантов, если бы этот статус хотя бы частично не давал возможности откосить от армии???

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Предполагаю, что количество существенно не уменьшилось бы. Произошло бы перераспределение девочек и мальчиков на очной форме обучения и мальчики больше бы скапливались на иных формах обучения.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...