Перейти к публикации

Свадебные традиции на Руси


Рекомендованные сообщения

Доклад на тему: "Свадебные традиции на Руси"

Выполнила Росолова Мария

post-321-1338840608_thumb.jpg

Принято считать, что формирование общеславянской свадебной обрядности началось в период VI-VII вв. н. э.К сожалению, не существует достаточно точных сведений о свадебном обряде вплоть до XV века. В обрядах русской свадьбы причудливо сплетаются действия, связанные с новой христианской верой и с остатками язычества. Большинство предметов свадебного ритуала имели скрытое магическое значение и в представлении русских людей, они обладали собой магической силой. 

В 16 веке окончательно сложился полный свадебный ритуал с четко определенными этапами, номенклатурой свадебных чинов (участников свадебного действа), свадебной атрибутикой, одеждой и пищей. Сложился и особый свадебный фольклор. В разных регионах России свадебные обряды справлялись по-разному. Нельзя было сыскать и двух деревушек, где свадебный обряд выполнялся одинаково, так как испокон веков свадьба представляла собой игровое действие, организованное по принципу "кто во что горазд". Несмотря на эти различия, существовал некий костяк свадьбы - обряды, повторяющиеся от деревни к деревне, от города к городу.

Начальный этап традиционного свадебного ритуала состоял из сватовства, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, сговора, обручения и запоя. Далее следовало венчание, которому предшествовали де­вичник и мальчишник. Венчание традиционно завершалось многочисленными свадебными пирами.

Основные составляющие свадебного ритуала в разных местах имели свои названия и по-разному сочетались между собой. Все обряды соблюдались в том случае, если хотя бы для одного из молодоженов брак был первым. Если женились вдовцы или выходили замуж вдовы, то свадебный ритуал максимально упрощался, а то и вовсе не исполнялся. Второй брак уже не был окутан той аурой святости, которая сопровождала первый. Содержание свадебных обрядов было одинаковым и для тех, кто женился в первый раз, и для вдовцов. Третий брак, большая редкость на Руси, не одобрялся Церковью и поэтому проходил без венчания. Четвертый брак вообще запрещался Православной Церковью. Тем не менее, дети, рожденные в четвертом браке, в отношении наследства пользовались правами законных наследников.

Большинство свадебных обрядов являлось наследием языческой Руси; другие появились с возникновением христианства. Значительная честь обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов. Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук... Обычай осыпать новобрачных хмелем, зерном и деньгами также возник в Античности. Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян: в Риме новобрачные должны были отведать пирог приготовленный из муки, замешанной на соленой воде, и меда.

Почти все предметы свадебного ритуала имели скрытое магическое значение, выступали осязаемыми символами абстрактных понятий и отношений. Внешне бесполезные и мало функциональные, в представлении русских людей они обладали большой магической силой. Все свадебные обряды сопровождались различного рода предосторожностями от лихого глаза. Существовал даже особый свадебный чин - ясельничий (конюший), задачей которого было охранять новобрачных от всякого колдовства. Сами свадьбы считались самым подходящим случаем для подобных колдовских лиходейств.

Примером неизменного свадебного атрибута являются куньи или собольи меха. За свадебным столом моло­дые сидели на особом месте, накрытом мехом; вокруг брачного ложа вбивали колья с соболиными шкурами. Количество мехов зависело от достатка семей новобрачных, но даже в самом бедном доме меха были необходимым элементом. В подавляющем большинстве свадебных обрядов мех символизировал богатство. В южных регионах России невеста уподоблялась "черной кунице", а жених - "черному соболю". Сравнение новобрачных с соболем или куницей, по сути, являлось оценкой их достоинства. Особое отношение к меху берет свое начало в языческой Руси, когда металлические деньги еще не существовали, - и мех был одним из многочисленных денежных средств славян.

Как правило, на Руси свадьбы играли в периоды когда прекращались сельскохозяйственные работы, осе­нью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю) и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания или срок знакомства к Покрову дню, так как Покров, наряду с Пятницей Параскевой считался покровителем брачных союзов. Во время праздника Покрова невесты молились: "Батюшка Покров, мою голову покрой!" В весенне-летний период, во время страды, совершались только браки "по нужде" - например, чтобы скрыть добрачную беременность невесты или если не хватало рабочих рук. В любом случае старались избежать свадьбы в мае, чтобы не "маяться всю жизнь".

Кроме аграрного календаря, на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная Церковь запрещала венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества да Богоявления, во время Масленицы (сырой седмицы) и пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом, для свадеб оставалось не так уж много дней в году.

В 13 - 16 и даже 17 веках в России женились очень рано - в 12-13 лет. Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали чуть ли не с колыбели, так как в деревне семья играла исключительно важное экономическое значение. Кроме того, нравственные представления крестьянского люда были тесно связаны с семьей. К возрасту вступления в брак девушка должна была знать весь свадебный обряд и уметь правильно голосить (плакать с причитаниями). Девушку на выданье одевали лучше ее младших сестер, давали ей большую свободу и распространяли о ней хорошую молву ("славили"). Менялось и само поведение девушки, и отношение к ней со стороны крестьянской общины. Если в семье было несколько дочерей, то соблюдалась очередность по старшинству: первой должна была выйти замуж самая старшая дочь.

Засидевшихся в невестах девушек (в возрасте более 20 лет) величали не иначе как "вековухами" или "пере­старками". Люди на таких девушек поглядывали косо, не стремились предлагать им своих сыновей, так как считали, что они - с пороком. Молодого человека, не женившегося в положенный срок, называли "бобылем". Бобыль, как и вековуха, вызывал публичное осуждение.

Брачному обряду предшествовали общественные смотры невест, которые приурочивались к престольным праздникам (Крещению, Святкам, Пасхе, Троице) или устраивались в период весенне-летних гуляний. На смотры съезжались не только односельчане, но и парни с родителями из соседних деревень.

Среди девушек большой популярностью пользовались всевозможные виды предсвадебных гаданий, во время которых каждая незамужняя девица старалась узнать, каким будет ее суженный и выйдет ли она замуж в текущем году. Самым благоприятным периодом для гадания считались Святки, а также Покров день и день Параскевы Пятницы, покровителей брачных союзов.

Женитьба находилась целиком в руках родителей или заменяющих их людей (в случае сиротства). В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. Чаще всего инициатором свадьбы выступали родители жениха, иногда - родители невесты. Нередко браки начинались по повелению высших лиц. Господа совершали браки между своими слугами, не спрашивая их согласия. Цари и великие князья сами выбирали невест для своих бояр.

Родители жениха выбирали невесту с согласия всей родни. Мнение сына учитывалось в самую последнюю очередь или не учитывалось вовсе, особенно, если оно шло в разрез с родительской волей. Девушка должна была отвечать, прежде всего, требованиям родителей, так как в ней видели продолжательницу рода. Искали невесту того же сословия и примерно того же уровня достатка. Когда подходящая кандидатура была найдена, родители собирали совет, на котором присутствовали жених и все ближайшие родственники. На совете обсуждалась родословная потенциальной невесты, имущественное положение ее семьи, анализировались личные качества девушки (покорность, доброта характера, уважительность) и ее рабочие навыки, выяснялось, нет ли у невесты хотя бы отдаленного родства с женихом. Особого обсуждения требовал случай, если невеста была круглой сиротой.

Мнение девушки на вступление в брак не учитывалось совсем. Если девушка отказывалась подчиняться родительскому выбору, ее нередко принуждали к замужеству силой и угрозами.

Браки без благословенния родителей, которые назывались "тайными", "беглыми" или "самокрутками", со­вершались крайне редко, так как осуждались крестьянской общиной. Существовало поверье, что заключенные без согласия родителей браки "противозаконны и кончаются для сторон несчастливо". Причин такой свадьбы могло быть несколько:

- мезальянс, или любовь между людьми, неравными по социальному положению или материальному достатку;

- долгое безбрачие девушки;

- беременность незамужней девицы;

- хитрость жениха, желающего заполучить приданое невесты, воспользовавшись ее наивностью,

- родительский отказ в благословении.

Иногда родители сознательно шли на тайную свадьбу, чтобы избежать лишних расходов, связанных с организацией свадебного пира.

Девушка сама принимала активное участие в побеге. По возможности, еще накануне венчания она с надеж­ным человеком переправляла свое приданое к жениху. После тайного венчания новобрачные являлись с повинной в дом родителей невесты и падали пред ними ниц, прося прощения. В некоторых приволжских деревнях отец невесты бил молодых плетью по спине, но прощал их благословлял иконой и хлебом-солью. В худшем случае отец невесты признавал мужа дочери спустя некоторое время.

post-321-1337802057_thumb.jpg

В.В. Пукирев. Прием приданого по росписи

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство её девственной непорочности. Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее были возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстей. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.

Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт. Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества. Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия - Ладо (Лада). Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви. Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

Чтобы сохранить невесту от сглаза, ее заворачивали в рыболовную сеть, втыкали в ее одежду иголки без ушек, считая, что нечистая сила запутается в сетях и напорется на иголки.

Для обмана враждебных сил во время сватовства изменяли путь, старались ехать окольными путями, подменяли невесту и так далее.

Существовали специальные обряды, обеспечивающие жениху с невестой богатство и многодетность. Это были такие обряды, как:

расчесывание волос, смачивая гребень в вине или крепком меде;

осыпание молодых хмелем и зерном с деньгами;

сажание жениха и невесту на шубу вывернутую мехом наружу, перед поездкой в церковь.

Для крепкой и прочной семьи:

·        смешивали вина из стаканов молодых;

·        завязывали и тянули нити от дома невесты к дому жениха;

·        связывали платком руки невесты и жениха.

Постепенно складывался особый свадебный фольклор, включающий песни, приговоры и присказки, плачи, заговоры, танцы и игры. Все обряды с самого начала символизировали переход девушки из рода отца в род мужа.

В Древней Руси свадебное платье как таковое отсутствовало, его функцию выполнял красочно расшитый сарафан и рубашка. Цвет у сарафана был красным - традиционный цвет радости на Руси. В регионах у невесты было два наряда - до венчанья и после. Первый был скромный и печальный, иногда даже черного цвета. А вот второй в противоположность - красный и радостный.

Белый цвет не использовали в качестве свадебного - этот цвет символизировал святость, духовность его носителя.

И повседневная и свадебная одежда состояла из одинаковых элементов - сарафана и рубашки. Отличались материалы и украшения одежды. Обычно свадебное платье украшали вышивкой цветов, листьев, ягод. А одним из основных элементов вышивки были птицы, так как птицы символизировали все доброе. Иногда нижняя рубашка имела длинные рукава, до двух метров. Это связано с тем, что молодым нельзя было касаться друг друга голыми руками во время свадьбы.

post-321-1337802180_thumb.jpg

Поверх рубахи одевали расшитый праздничный сарафан. Долгое время была традиция невесте самой вышивать свое свадебное платье бисером и тесьмой. Позже традиция исчезла, но сарафаны и далее расшивали на полупарчовых или парчовых тканях серебряным и золотыми нитками.

post-321-1337802224_thumb.jpg

И.С. Куликов. Убор невесты


Уже в 15 веке платья знатных невест расшивали жемчугом. Такое великолепие обрамлял мех, и все свадебное платье весило до 15 килограмм.

До 18 века обычай выходить замуж в сарафанах и кокошниках сохранилась, а изменился только цвет сарафана - он уже мог быть и зеленым, и желтым, и голубым.

С начала 18 века свадебное платье приобрело свой европейский облик. Указом Петра Первого придворные дамы должны были следовать именно европейской моде, свадебной в том числе. Так что после этого придворная мода следовала за европейской модой. До 1812 года в свадебной моде господствовал стиль ампир. Яркий пример – Наташа Ростова.

В 19 веке появляются великолепные французские платья. С корсетами, расшитыми золотом и серебром, с великолепными кружевами ручной роботы на кринолинах.

Знатные семьи иногда покупали сразу два свадебных наряда для: один для венчания в церкви – более скромный, с прикрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского раута.

Движение Европейской моды остановилось после революции 1917 года. Ушло в прошлое церковное венчание, появились ЗАГСы. Свадебная мода ушла в забвение на несколько десятилетий. Регистрировать брак в ЗАГС новобрачные приходили в повседневной одежде.

Изменено пользователем Maria Rosolova
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Маша - Софья у нас куратор этого раздела, так что очень приятно , что она написала. Кстати, это для всех пользователей уже - Маша сегодня будет с этим докладом выступать у нас на занятии. В принципе, у нас есть разделы в "Семейном праве" - где студенты могут ставить свои доклады, но, пока не все решаются, а жаль...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо большое, Софья! :) Алекс, мерси боку ;)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...