Перейти к публикации

Ежкгодный доклад Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка


Рекомендованные сообщения

Ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка

2016-07-01 11:27

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка опубликовал доклад «О защите прав детей в Российской Федерации» за 2015 год (полная версия – в приложении).   27b734baa2b40b6019b8acb241277429.jpg

Основные направления работы Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в контексте 5 лет работы:

 

Обращения                     

 

В среднем в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка поступает 30 тысяч обращений от граждан в год (в т.ч. в электронном виде и через соцсети). Большинство из них касается вопросов соблюдения жилищных прав, усыновления детей, выплаты пособий, гражданства детей, социального обеспечения, охраны здоровья, защиты родительских прав, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Инспекционные поездки

 

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка и его «детский спецназ» посетили с инспекционными поездками около 3,5 тыс. детских учреждений во всех 85 регионах России. П.Астахов лично проинспектировал более тысячи детдомов и интернатов. По итогам инспекционных проверок за 5 лет к ответственности привлечены несколько сотен чиновников, нарушавших права детей.

 

Разработана собственная методика, позволяющая собирать и анализировать количественные и качественные показатели детского неблагополучия более чем по 400 позициям, в том числе отсутствующим в официальной статистике.  Создана Единая информационная база положения детей в регионах Российской Федерации.

 

По итогам каждой инспекционной проверки губернаторам представлялись рекомендации по совершенствованию системы защиты прав ребенка в регионе. 

 

Региональные Уполномоченные по правам ребенка

 

Удалось добиться, чтобы в каждом регионе России была введена должность Уполномоченного по правам ребенка. Под эгидой Уполномоченного регулярно проходят информационные кампании: Всероссийская кампания против насилия и жестокости в СМИ, проект «Безопасный двор», акция «Никогда не оставляй ребенка в машине одного  #Непаркуйребенка». 

 

Основные тенденции в области профилактики социального сиротства

 

В 2015 году на учете в государственном банке данных находились сведения о 70,8  тыс. детей. В 2011 году их численность составляла 128,7 тысяч детей-сирот на конец года.

 

В сравнении с 2014 годом сократилась численность детей:

·        оставшихся неустроенными к началу отчетного года – на 45,1 %;

·        выявленных и учтенных за отчетный год – на 5,6 %;

·        в том числе социальных сирот (детей, оставшихся без попечения при живых родителях) – на 7,0 %.

 

Положительной тенденцией является также последовательное, из года в год, сокращение доли социальных сирот от общей численности выявленных детей и подростков: в 2011 г. – 83,8 %, в 2012 г. – 83,0 %, в 2013 г. – 81,6 %, в 2014 г. – 79,6, в 2015 г. – 78,5 %.

 

В результате проведенной активной работы по сокращению масштабов социального сиротства в стране на 34,2 % снизилось число родителей, лишенных родительских прав. Если в  2011  году таких родителей было более 50 тыс., то  в  2015  г. их стало 33,4 тыс. чел.

 

Продолжается положительная тенденция снижения числа отказов матерей от новорожденных детей: с 2012 г. по 2015 г. оно сократилось на 29,5 % (с 6230 до 4395 чел.).

 

На  14,5 % снизилось количество отмененных решений о  передаче детей на воспитание в семью (с 6677 в 2011 г. до 5707 в 2015 году). При этом на 47,0 % увеличилась численность усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, привлеченных к  уголовной ответственности за  совершение преступлений в  отношении детей, принятых ими на воспитание в семью (с 66 до 97 чел.).

 

Нельзя не отметить успехи в области устройства в семьи детей с особенностями развития. Численность таких детей, переданных на  семейные формы устройства, за  последние 5 лет возросла на 58,4 % (с 1250 чел. в 2011 году до 1980 чел. в 2015 году).

 

На 3,3% увеличилось число детей с инвалидностью, переданных на усыновление, а усыновленных российскими гражданами – в 3,8 раза.

 

Более чем  в  2 раза (на  139,7 %) увеличилось количество кандидатов в  усыновители и  приемные родители, состоящих на  учете в  органах опеки и попечительства (с 12 881 в 2011 году до 30 875 в 2015 году). Аналогичная тенденция зафиксирована по  региональным банкам данных, где число состоявших на учете семей, желающих принять ребенка на воспитание в семью, на конец отчетного года, возросло на 89,7 %(с 5590 до 10 602 семей).

 

По  данным Минобрнауки России, число находящихся в детских учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за последние пять лет в России на 43,1 % (со 105 688 детей в 2011 г. до 60 162 детей в 2015 г).

 

Количество учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, сократилось на 22,4 % (с 1387 до 1076 ед.); численность их  воспитанников снизилась более чем  на  38,9 %.

 

За  один только год с 2013 / 2014 по 2014 / 2015 учебные годы, число учреждений для  детей-сирот и  детей, оставшихся без  попечения родителей, сократилось  на 10,1 %, а численность содержащихся в них детей –на 23,2%.

 

 

Доступность дошкольного образования

 

На 1 февраля 2016 года показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в среднем по Российской Федерации составил 99,23%. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет около 100% (от 99,90% до 100%) обеспечили 66 субъектов Российской Федерации, в 12 субъектах доступность от 99% до 99,90%, в 3 субъектах доступность – от 95% до 99%. В числе регионов со сложной ситуацией (4 региона) – республики Тыва, Дагестан, Ингушетия и Забайкальский край (доступность менее 95%).

 

Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка

 

При содействии Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка регулярно проходят благотворительные акции:

 

 

«Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям»

 

Важным направлением деятельности Уполномоченного стало выполнение Поручения Президента Российской Федерации от 20 января 2015 года № Пр-65 по выработке механизма взаимодействия государственных органов с Ассоциацией организаций и граждан по оказанию помощи пропавшим и пострадавшим детям «Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям» (далее – Национальный центр).

 

Он был создан в 2014 году в целях объединения усилий организаций и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием Интернета, по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

 

Школа для родителей детей с хроническими прогрессирующими заболеваниями

 

В марте 2015 года стартовал совместный проект Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова и Детской городской клинической больницы имени З.А.Башляевой. Основная задача школы - поддержать семьи, в которых воспитывают дети с хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, хроническая почечная и сердечная недостаточность, эпилепсия  и многие др.

 

Участие в работе по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в интересах детей

 

Уполномоченным даны заключения на свыше ста проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, основная часть которых поступила из Государственно-правового управления Президента РФ.

 

Уполномоченный участвовал в разработке более 30 проектов федеральных законов, многие из которых приняты, включая федеральные законы:

 

  1. от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
  2. от 21 июля 2011 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера­ции в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  3. от 3 декабря 2011 года №  378-­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с вве­дением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»;
  4. от 29 февраля 2012 года № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации  и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» (в него включен в значительной части принятый  1 июня 2011 года во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят разработанный при непосредственном участии Службы Уполно­моченного проект федерального закона № 349188-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сек­суального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних»);
  5. от 5 апреля 2013 года № 58  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»;
  6. от 29 июня 2013 года № 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей";
  7. от 28 декабря 2013 года № 432-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (по вопросу усиления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, отбывшими наказание за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних); 
  8. от 21 июля 2014 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

 

После Госсовета по безопасности дорожного движения поддержана инициатива Уполномоченного в части запрета оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица (соответствующие поправки в ПДД подготовлены МВД РФ).

 

Уполномоченным также проводится активная работа над проектами федеральных законов в целях защиты детей от посягательств сексуального характера и сексуальной эксплуатации

  • № 113185-6  «О внесении изменений в статью 242.1  Уголовного кодекса Российской Федерации в целях противодействия обороту порнографической продукции с использованием несовершеннолетних и (или) среди несовершеннолетних и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы С.В.Железняком, О.Ю.Баталиной, О.Г.Борзовой и другими, а также членом Совета Федерации Е.Б.Мизулиной (принят Государственной Думой в трех чтениях)

 

Законопроектом предусмотрено внесение в статью 242.1 УК РФ законодательного определения термина «детская порнография», включающее любое (в том числе анималистическое) изображение или описание в сексуальных целях несовершеннолетнего, как реально совершающего, так и   имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера, а также изображение или описание аналогичных действий, совершаемых в отношении ребенка или с его участием, либо таких же действий совершеннолетнего лица, имитирующего ребенка. Законопроект исключает признание порнографическими материалов (предметов), содержащих изображение или описание половых органов ребенка, если они имеют особую историческую, художественную или культурную ценность, научное или медицинское назначение либо предназначены для использования в учебном и образовательном процессе в установленном законом порядке.

 

Уполномоченный  последовательно добивался в течение последних 5 лет принятия этого законопроекта и участвовал в его разработке. Попытки введения в уголовный закон определения «детской порнографии», разработанного с учетом  современного зарубежного опыта при участии ведущих специалистов, ученых и практиков (в том числе работников правоохранительных органов, судебных экспертных организаций, сотрудников аппарата Уполномоченного), неоднократно предпринимались в течение  последних 15 лет.

 

  • № 822714-6 «О внесении изменений в статьи 135 и 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях уточнения норм об уголовной ответственности за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» (внесен Е.Б. Мизулиной в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы). В соответствии с решением Совета Государственной Думы  от 16 ноября 2015 г. № 266 законопроект включен в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2016 года и направлен Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

 

Названный законопроект предусматривает: 1) отнесение в части третьей статьи 135 УК РФ использования информационно-телекоммуникационных сетей к числу квалифицирующих признаков «развратных действий», с наказанием в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет с применением дополнительного наказания (в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) на срок до 20 лет; 2) поправку в часть 2 статьи 242.1 УК РФ, предусматривающую использование информационно-телекоммуникационных сетей в качестве самостоятельного квалифицирующего признака данного преступления, тогда как в действующей редакции это допускается только в форме интернет-издания (СМИ). Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит снизить риски сексуального растления детей в сети Интернет, сократить число преступлений, связанных с сексуальным насилием и сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних.

 

По просьбе Верховного Суда Российской Федерации Уполномоченный представлял замечания и предложения по проекту постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2014 № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности».

 

Участие Уполномоченного в правотворческой деятельности в международной сфере

 

Служба Уполномоченного принимала участие в мероприятиях по выполне­нию Плана Правительства РФ по обеспечению готовности Российской Федера­ции к подписанию Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, и Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (Лансаротской конвенции), ратифицированных федеральными  законами от 07.05.2013 № 75-ФЗ и № 76-ФЗ.

 

Уполномоченный принимал также участие в разработке Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних», направленного на реализацию в российском законодательстве положений Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребёнка, касающихся борьбы с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией (в части ответственности юридических лиц) и Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.

 

Уполномоченный принимал участие в подготовке к присоединению  Российской Федерации к Европейской Конвенции об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. и Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года, а также в подготовке федеральных законов:

 

  1. от 28.07.2012 № 150-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей";
  2. от 28.07.2012 N 148-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей";
  3. от 08.03.2015 N 28-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей".

 

Сотрудники Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в соответствии с Программой сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2011  – 2013 годы принял участие в разработке проекта изменений и дополнений в модельные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы для государств-участников СНГ по вопросам борьбы с торговлей людьми  (совместно с НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ), одобренных МПА СНГ.

 

При участии Уполномоченного разработаны документы стратегического планирования Российской Федерации, касающихся прав и законных интересов детей:

 

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
  • Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р);
  • Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации и предложения по его совершенствованию;
  • Концепции информационной безопасности детей (утв. Распоряжением  Правительства РФ от 02.12.2015 №2471-р);
  • Плана первоочередных мероприятий на 2015 – 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного Правительством Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р;
  • Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации и др.
  • ланов работы Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на 2015 и 2016 годы;
  • плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года;
  • плана мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.

 

 

Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

 

Прикрепленные файлы: dl.jpg  

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...